Научные исследования

 

Автор: ДАТИ МАРЦИЯ МАРГЕРИТА

ВОЗВРАЩЁННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СТЕПАНА ЭРЬЗИ: ВПЕЧАТЛЕНИЯ, ВЛИЯНИЯ И СВЯЗЬ С ЕВРОПЕЙСКИМ ИСКУССТВОМ НАЧАЛА ХХ ВЕКА.
МОЯ ВСТРЕЧА С ЭРЬЗЕЙ

Страница 8

Скульптура Эрьзи очень тревожная и поражает, прежде всего, своей выразительностью: она, кажется, вобрала в себя все характеристики женщины, играющей важную роль в тот сложный период существования Римской Империи. Бюст выполнен из белого каррарского мрамора с высеченными  подписью автора, датой и названием местности, где была создана. Римская императрица была высечена с лицом, наклонённым влево. Фронтальное положение бюста, без сомнения, вызвало бы в наблюдателе впечатление ясности, прозрачности и положительного характера. Но этот изгиб тела должен был показать то, что не ясно: обман, уклончивость, то,  что даёт нам понять, что эта женщина скрывает что-то гнусное, и это ещё больше подчеркивается автором тем, что брови скульптуры подняты вверх, словно для того, чтобы подчеркнуть дьявольский ум персонажа. Просматривается холодная красота, я бы сказала — королевская, и личность, решительно настроенная осуществить свои намерения.

Две эти статуи несут в себе элементы, которые впоследствии будут развиваться автором, и, в то же время, представляют попытку создать стиль полностью индивидуальный, пусть и оставаясь в рамках традиций; другие его скульптуры остаются полностью традиционными.

Одна из них — скульптура, изображающая мужчину, сидящего на корточках, с головой, зажатой между рук, так же, как и другая скульптура, представляющая собой два детских лица, выступающих из необработанного блока мрамора, снова утверждает принцип “незаконченности” Микеланджело и идеи полного освобождения из каменного блока. Принципы, широко использованные Роденом и Константином Бранкузи.

В особенности, сидящий на корточках мужчина напоминает  Женщину на корточках, созданную Роденом из глины в 1880 году, и, в свою очередь, Сидящего мальчика работы одного из учеников Микеланджело, хранящуюся в Эрмитаже. Эти скульптуры, как и все остальные, созданные из мрамора, в том числе и после возвращения Эрьзи на Родину, очень близки к работам Микеланджело. Кажется, что Эрьзя использует ту же технику, что и Микеланджело, создающую очень сильный визуальный эффект. Эффект от созерцания этих скульптур, произведённый на зрителя, происходит в особенности от их незаконченности: тела, лица — они, кажется, стараются высвободиться из бесформенной массы материи, которая их покрывает.

Толщина мрамора, из которого эти статуи высечены, такова, что они  кажутся выступающими из глубины, как если бы Микеланджело сначала и Эрьзя впоследствии начинали обрабатывать блок с одной определённой стороны, постепенно заставляя выступать элементы, до открытия контуров всей фигуры и её полного освобождения. Я бы привела по этому поводу слова Джорджио Вазари, который описывает привлекательным образом метод Микеланджело: постепенное появление на поверхности скульптуры, находящейся в ванне с водой, уровень которой уменьшается, открывая её всё больше. Мне кажется, что это, может быть, тот же метод, который использовал Эрьзя не только с мрамором, но и с деревом. Действительно, в его последующах скульптурах имеется этот сильный контраст между частью законченной и не- законченной, выражающий сильное чувство освобождения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11