Научные исследования

 

Автор: ДАТИ МАРЦИЯ МАРГЕРИТА

ВОЗВРАЩЁННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СТЕПАНА ЭРЬЗИ: ВПЕЧАТЛЕНИЯ, ВЛИЯНИЯ И СВЯЗЬ С ЕВРОПЕЙСКИМ ИСКУССТВОМ НАЧАЛА ХХ ВЕКА.
МОЯ ВСТРЕЧА С ЭРЬЗЕЙ

Страница 6

Эрьзя, без сомнения, был подпитан той своеобразной обстановкой, воздухом, которым дышится только здесь, благодаря той вековой связи, которая существует между каррарским населением и “его” мрамором. Несколько лет спустя, точнее, в 1936 году, Артуро Мартини приедет в Каррару, и те же эмоции, которые он сам переживёт в этом городе, существующем в тени своих античных карьеров, не знаю почему, но чувствую и думаю, были теми же эмоциями, которые пережил Эрьзя. Приезжая в Каррару, Мартини испытывал беспокойное чувство. Он напишет своему другу спустя несколько лет: “Я бы хотел прожить всю мою жизнь в Карраре, ужасном городе, жёстком, негостеприимном, но загадочном, как все гoрода, имеющие шахты, и поэтому городе страдающем, но полном надежд”. Как и для Эрьзи, для него мрамор представляет абсолютно новый опыт, и Мартини, в действительности, признаётся: “Я приехал в Каррару с ужасом в глазах от многих, слишком многих скульптур из мрамора. Уверенный, что и моим работам была бы уготована та же участь, как и этим обычным холодным произведениям, выполненным из каррарского мрамора, которые вы встречаете на кладбищах. Я принялся за работу и нашёл превосходных рабочих и податливый мрамор”. И говоря о тех рабочих, которые помогали ему в его трудах, добавлял: “Они настоящие страдивари. Буду много работать с ними. Чувствую, что моё место здесь”.

С историческо-политической точки зрения, в 1901 году в Карраре родился первый Рабочий Комитет под руководством социалистов, и в 1911 году управлять Рабочим Комитетом был назначен анархист Альберто Мески, который перед началом Первой мировой войны возглавил яростную борьбу за уменьшение рабочих часов и за улучшение условий жизни. В этой борьбе участвует большая часть населения, не только рабочий класс, но и та часть просвещённой буржуазии, которая понимала необходимость политики более гибкой и дальновидной в отношении рабочего класса.

Эхо той борьбы не могло не достигнуть и Академии Художеств, где неоклассический стиль постепенно уходил, заменяясь реалистичным. Это очевидно при изучении работ, представленных на конкурсы на получение стипендий от различных соискателей, участвовавших в них. В 1908 году Бистолфи высек из самого лучшего мрамора грандиозный Монумент Кардуччи.

Это был тот воздух, которым дышал Эрьзя, когда приехал в Каррару в 1913 году.
Подойдем сейчас к его проживанию в Ла Специи, о котором не имеем документальных свидетельств, но его присутствие здесь подтверждается найденными мною статуями.

Первая из них — Иоанн Креститель.

Статуя выполнена из цемента, её размеры 225cм (184x90x70). Она была установлена вверху на фасаде церкви, носящей имя Иоана Крестителя, в Феццано. Произведение сразу вызывает в нашем воображении знаменитую скульптуру Сан Джованни Баттиста, реализованную в бронзе Огюстом Роденом в 1878 году. Если Роден со своей скульптурой обескуражил публику из-за отсутствия сходства со стилистическими традициями того времени, Иоанн Креститель работы Эрьзи намного ближе к традиционному. Роден выбрал в модели уже немолодого человека-крестьянина, и поза его необычно сложна: бюст наклонен вправо, голова влево и ноги твёрдо стоят на земле. Один палец указывает вверх, в то время как вторая рука изогнута в сторону земли, как если бы он показывал на две различные сферы, в которых божественность отражается и проявляется. Конкретность, которую Роден увидел в модели, он использовал для скульптуры.

Креститель Эрьзи кажется намного более близким традиционным иконографическим канонам: длинный посох, как у путника, с маленьким крестом наверху, обычно с надписью Ecce agnus Dei, одет в одежду из верблюжьей шкуры, к которой иногда добавляют красную накидку, как символ мученичества. В скульптуре Эрьзи, действительно, имеется посох и повязка из ткани джута, прикрывающая интимные части тела. Положение тела намного менее динамичное, чем в скульптуре Родена: Иоанн Креститель Эрьзи держит левую руку на груди, а правая рука, вытянутая вдоль бедра и направленная вниз, держит шест с крестом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10