Научные исследования

 

Автор: ДАТИ МАРЦИЯ МАРГЕРИТА

ВОЗВРАЩЁННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СТЕПАНА ЭРЬЗИ: ВПЕЧАТЛЕНИЯ, ВЛИЯНИЯ И СВЯЗЬ С ЕВРОПЕЙСКИМ ИСКУССТВОМ НАЧАЛА ХХ ВЕКА.
МОЯ ВСТРЕЧА С ЭРЬЗЕЙ

Страница 7

Скульптура, кажется, больше напоминает Сан Джованни работы Донателло, в которой имеется то же положение тела, так же он держит крест, но имеет лицо более пожилого человека. Донателло создаёт сначала статую Джованни Баттиста из дерева в 1438 году. Скульптура, заказанная Флорентийским братством для своей капеллы в церкви Фрари, действительно, посвящена покровителю Флоренции. В том же самом году он посылает её в Венецию. Впоследствии создаёт скульптуру Баттиста в бронзе, точнее, около 1455—1457 годов (высота 185 cм). Бронзовый Баттиста Донателло не был закончен, он был ещё без правой руки, когда был переделан другим скульптором через пятнадцать лет после переезда Донателло в Сиену. Только в конце пятнадцатого века беспокойный образ отшельника нашёл своё место в капелле, посвященной Предвестнику, в соборе, где находится и по сей день.

Возвращаясь к скульптуре Эрьзи, мы видим лицо подростка и со всей вероятностью утверждаем, что моделью послужил один из сыновей-подростков Амфитеатрова. Именно лицо — характерный элемент скульптуры: нос удлинённой формы представляет собой решение плавного перехода ко лбу, брови очень высокие, губы очень выраженные, необычайно пухлые. При более внимательном анализе лицо кажется довольно далёким от традиционных изображений Иоанна Крестителя.

Скульптура представляет своего рода эксперимент или, лучше сказать, является переходной, после которой Эрьзя подойдёт к своему стилю, во всём индивидуальному. Вспоминая скульптуры Поп, Тоска  и Автопортрет, созданные в 1908 году, замечаем, что в них имеются элементы очень близкие канонам современной европейской скульптуры. В скульптуре Marta 1912 года уже начинает появляться другой метод проработки лица.

Те же элементы лица мы находим в скульптуре из белого мрамора, созданной в Леванто, которая изображает Агриппину. Эрьзя был поражён произведением А.Амфитеатрова Чудовище из бездны, которое было им недавно закончено и являлось исторической реконструкцией периода царствования Агриппины. Колоссальное произведение стоило Амфитеатрову шести лет изучения и исследований. Исторический роман был закончен автором именно тогда, когда Эрьзя жил у него.

Как известно, Агриппина Младшая (16 н.э. — 59 н.э.) сначала вышла замуж за Домицио Энобардо, от которого родила Нерона, а потом — за Криспо Пассино, и впоследствии, в третий раз — за императора Клавдия, своего дядю, которого склонила усыновить её сына. Это было против интересов Британнико — сына Клавдия и Мессалины, который должен был стать наследником. Агриппина приложила все усилия, чтобы добыть империю для своего сына от первого брака. После того как император проявил свой гнев из-за жажды власти и из-за неверности жены, он был отравлен в 54 н.э. И тогда Агриппина поверила в то, что она может удовлетворить свои желания, управляя за Нерона, который уже был провозглашен императором, но тот  попал под влияние Бурро, командира преторианцев, и следовал советам мудрого Сенеки. Обиженная Агриппина попробовала через Британнико уничтожить своего сына, который после того, как открыл намерения своей матери, приказал её убить в 59 н.э. Нерон решает избавиться от матери, и после многочисленных попыток ему удаётся осуществить убийство с помощью отпущенного на волю Аничето.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11