Научные исследования
Автор: ДАТИ МАРЦИЯ МАРГЕРИТА
ВОЗВРАЩЁННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СТЕПАНА ЭРЬЗИ: ВПЕЧАТЛЕНИЯ, ВЛИЯНИЯ И СВЯЗЬ С ЕВРОПЕЙСКИМ ИСКУССТВОМ НАЧАЛА ХХ ВЕКА.
МОЯ ВСТРЕЧА С ЭРЬЗЕЙ
Страница 1
Моя самая первая встреча со скульптором Степаном Эрьзей произошла летом 2002 года. Я уверена, что именно он “позвал” меня, чтобы я вынесла на свет его сокровища, точнее, неповторимые шедевры, которые он оставил в моей стране и считал потерянными.
В этот период я уже занималась русским искусством, в особенности, живописью, и писала зарисовку о Николае Николаевиче Ге и о его проживании в Ла Специи и Карраре. Меня очень интересовала русская скульптура, но, к сожалению, я не имела о ней глубоких знаний. Я всегда чувствовала особое притяжение и интерес к изобразительному искусству, может быть, потому, что сама родилась и выросла на территории, где добывается сырьё, лучшее в своём роде, белый мрамор, тот белый мрамор, который, обработанный и сформированный руками самых великих скульпторов, принимал разнообразные и чудесные формы, в зависимости от времени, течений и мыслей.
В июле того года со мной связался мой коллега из Москвы, итальянист, Кирилл Сергеев, который просил меня оказать помощь русскому режиссёру, Юлию Лурье, который должен был приехать в Италию для съёмок фильма для канала “Культура” российского телевидения об одном из самых значительных российских скульпторов двадцатого века Степане Эрьзе. Его замыслом была съемка сцен фильма в Карраре и Ла Специи, где художник проживал с конца 1913 по начало 1914 года. Это было в моих силах, но режиссёр просил меня найти одну из скульптур Эрьзи из белого мрамора, изображающую Иоанна Крестителя, которая должна была находиться в одной из церквей Ла Специи.
Я приняла предложение, было интересно узнать, что один русский современный скульптор был на территории, где живу я. Мне были посланы фотографии некоторых произведений Эрьзи, и я была поражена его скульптурами: жизнь словно выходила из бесформенной материи, которая становилась самой собой через невероятный динамизм форм. Я была потрясена.
Я связалась напрямую с режиссёром. Было очень мало времени. Я начала поиски: но, к сожалению, самые большие эксперты и знатоки местной истории ничего не знали о статуе из каррарского мрамора, изображающей Иоанна Крестителя, созданной русским скульптором, и имя Эрьзи было им практически незнакомо.
По сведениям, дошедшим до меня из России, эта статуя должна была быть высечена для одной церкви, построенной недавно в Ла Специи. В действительности же, в тот период в Ла Специи не строились новые церкви, по этой причине поиски всё время затруднялись.
Для съёмок части фильма в Италии должна была быть найдена статуя.
К сожалению, мои поиски не привели к ожидаемым результатам, и режиссёр так и не приехал в Ла Специю. Но я не сдалась: в тот особенный период моей жизни найти эту скульптуру стало почти смыслом моей жизни.