Научные исследования

 

Автор: БУТРОВА ЕЛЕНА ВЛАДИСЛАВОВНА

В ПОИСКАХ СОБСТВЕННОГО ОБРАЗА.
ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РИСУНКАХ СКУЛЬПТОРА ЭРЬЗИ

Страница 9

Чрезвычайная чувственность, характерная для его ранних женских образов, в аргентинских рисунках  получает новую трактовку, неожиданную сюжетную многозначность: так, причудливые изгибы лиан и стволов тропических деревьев ассоциировалась в сознании художника со странными экстатическими фигурами мужчин и женщин. Изображения напоминают фантасмагории Данте (“Причудливые изгибы деревьев” из ЦГА РМ и рисунок из частной коллекции в Буэнос-Айресе, оба — 1930-40-е гг.). Движение запрокинутой назад женской фигуры, уподобляемое лиане, находит воплощение и в пластике скульптора. Эти рисунки составляют близкую стилистическую аналогию “Танцу” или “Балерине”. Но чаще всего, рисунки Эрьзи такого типа не были заранее обдуманной идеей, связанной с каким-либо скульптурным произведением, они рождались спонтанно в минуту творческого озарения при общении с природой.

Сходства и отличия от рисунков других скульпторов.
В целом же, как и многие скульпторы, Эрьзя не придавал особого значения своим рисункам, в более поздние периоды не показывал их на выставках, не заботился о сохранности, не рисовал на хорошей бумаге, относясь к рисунку как к неизбежному инструменту, ценя их, пожалуй, только за возможность поиска и эксперимента, для изучения натуры. Скульптор нередко делал двусторонние наброски, рисунки-декупаж (когда одна фигура дается в различных ракурсах). Ряд набросков Эрьзи близок по манере роденовским — в линиях, поиске поз, динамике жестов. Но Родена интересовало непринужденное движение модели, его рисунки редко были связаны с какими-либо скульптурными произведениями, они рождались в процессе непосредственного общения с моделью. Эрьзю, наоборот, привлекала прихотливая, “трудная поза”, постановочные рисунки.

Исследование графического наследия великого скульптора не только расширяет и углубляет знания о творчестве Эрьзи в целом, но и имеет немало важных  моментов для понимания специфики его мышления и манеры в разные периоды. Так, в годы ученичества именно рисунок стал для него основным источником познания натуры, школой мастерства. Впоследствии рисование не раз выводило художника из логического тупика и указывало ему новый путь. От многочисленных этюдов обнаженной женской натуры Эрьзя позже вплотную подошел к работе над одной из важных тем своего творчества. Именно скромные наброски подчас несут информацию об истории создания скульптурных произведений, прославивших мастера впоследствии. Многочисленные поиски композиций, движений, поз остались на бумаге, в материале же Эрьзя реализовывал результат тщательного предварительного отбора.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10