Научные исследования

 

Автор: БУТРОВА ЕЛЕНА ВЛАДИСЛАВОВНА

В ПОИСКАХ СОБСТВЕННОГО ОБРАЗА.
ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РИСУНКАХ СКУЛЬПТОРА ЭРЬЗИ

Страница 1

“Я напряг все свои силы — и понял”. Роден

Графическое наследие скульптора Степана Эрьзи ещё не изучено, эта  проблема не нашла своего отражения и в специальной литературе. В семидесятых годах лишь исследователь Н. Шибаков первым обратил внимание на эту интересную тему. Позже, в альбоме “Эрьзя на родине”, автором настоящей статьи была рассмотрена серия автопортретов скульптора, в контекст которой входили и его рисунки.

Отношение исследователей к графической составляющей творческого процесса скульпторов не всегда достаточно внимательно. А ведь все, что создано ими, особенно в подготовительный период, имеет большое значение для понимания особенностей их манеры и творческого метода. Во-первых, потому что это показывает “кухню” художника, рождение мысли и осмысление темы, впоследствии воплощенной в пластике. Во-вторых, изучение рисунков скульптора дает ключ к пониманию формирования творческой личности, особенностей ее психики. Именно поэтому в последнее время исследование рисунков и почерка известных художников все больше привлекает внимание не только историков искусства, но и психологов.

Кроме этого, следует, наконец, развеять миф о том, что Эрьзя не делал наброски и рисунки на стадии подготовки к работе. Он активно рисовал с натуры, чему есть многочисленные документальные подтверждения. Рисование сопровождало творческий процесс скульптора постоянно, такой вывод можно сделать, изучая обширный архивный материал, фотографии мастерских скульптора, на стенах которых можно увидеть многочисленные листы с набросками, этюдами. Это был результат своеобразного размышления над темой, поиск образного решения. Рисунки скульптора можно считать обязательной слагаемой работы Эрьзи. Он знал, что должен иметь точку опоры на натуру, без которой никогда не обходился.

Проблема изучения этой темы заключается в том, что графическое наследие скульпторов, как правило, сохраняется далеко не в полном объёме (ещё при их жизни). Поэтому исследователь вынужден основываться на том фактическом материале, который в состоянии собрать, чаще всего, разрозненном и обрывочном. В настоящем случае к изучению предоставляется материал из разных источников. На основе стилистического анализа следует выявить, как отразились особенности мировосприятия художника-мордвина в его рисунках, в чем заключается специфика авторской манеры Эрьзи в разные периоды его творчества, каковы основные тенденции, общие для его творческого метода.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10