Научные исследования

 

Автор: БУТРОВА ЕЛЕНА ВЛАДИСЛАВОВНА

В ПОИСКАХ СОБСТВЕННОГО ОБРАЗА.
ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РИСУНКАХ СКУЛЬПТОРА ЭРЬЗИ

Страница 6

Неизменно притягивает взгляд моделей на портретах Эрьзи. Ему было важно не нарисовать глаза, а передать ощущение взгляда. Скульптору особенно удалось прочувствовать психологию светотени, возможности “красноречивой” тени. Они использованы им в рисунке  с позиций скульптуры: смело взято соотношение “большая тень — большой свет”, форма “лепится” светом. В большинстве своем рисунки молодого художника сделаны при искусственном освещении, которое давало резкий контраст света и тени.

Образы отличает драматизм во всем богатстве смысловых оттенков: то модель предстает в состоянии ожидания, сомненья, мучительного внутреннего вопроса, то — настроенная на борьбу. Но всегда в лицах присутствует чувство достоинства, ощущение пробуждающейся внутренней силы. Временами автопортреты Эрьзи не лишены самолюбования, но чаще всего — их герой беспощадно раздет. Ощутимо передан пристальный, испытующий взгляд, иногда исподлобья,  иногда — неуверенный. Рисунки — череда изменений настроения, оттенков душевного состояния: от улыбки и благости, задумчивости и спокойствия  до решительности, суровости и отчаяния. В автопортретах Эрьзя особенно честен, создавая их не для посторонних глаз, а для себя. Поэтому и пластика рисунков подчеркнуто демократична — резко “вылеплен” нос, сжаты губы, спутаны пряди волос, резко обозначены морщины, небрежно распахнут ворот рубахи. Художника привлекает сложная задача — передать характер: волевой, упрямый, а также — цельность натуры, творческое горение. И это ему удаётся.

Динамична и сама манера исполнения, штрих у Эрьзи раскрепощен и живописен, он лепит форму легко и уверенно. Скульптор любит сложные ракурсы (3/4 или профиль) и яркое контрастное освещение, помогающее выявить главное в лице модели. Как правило, его портреты оплечные или погрудные, шея и плечи намечены стремительными линиями, единым росчерком, выполнены словно “на одном дыхании”. Характер линий в каждом случае разный — они звучат то резко, остро, холодно, то неожиданно мягко, приглушенно. Лица проработаны скрупулезно, до ощущения материального. Особую динамику портретам придают подвижные пряди волос, эффектно обрамляющие худые нервные лица, напряженные мышцы шеи, тревожно-глубокие тени под надбровными дугами.

В графических автопортретах (в отличие от скульптурных) Эрьзя передает портретное сходство — без идеализации и сюжетной мотивации. В связи с чем уместно рассмотреть автопортрет 1909 года (профиль). В нем эффектно сочетаются темный силуэт и копна светлых прядей. Оживляют портрет резкие контуры лица с вызывающе вздернутым подбородком, распахнутый ворот рубахи. Автор начинает идеализировать образ, в нем акцентировано сходство модели с Христом (так, в одной из русских газет этот автопортрет был подписан “Христос”).

Мажорен, преисполнен светлого радостного чувства другой автопортрет (1909), на котором выражение сурового лица смягчено неожиданной улыбкой. Подчеркнутый изгиб шеи, резкая светотень, нарочито небрежная штриховка придают артистизм работе, выявляя переменчивость настроения модели.

По стилистике ранние рисунки Эрьзи вторят его импрессионистическим поискам в пластике. Но такие черты его манеры, как подчеркнутый демократизм образов, пренебрежительное отношение к внешним эффектам и деталям, — остаются у него на протяжении всех периодов творчества. Приверженность незавершенности, эстетизация фрагмента, раскрепощенная манера исполнения имели самоценность для скульптора, он стремился сохранять эти качества и в дальнейшем.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10