Научные исследования

 

Автор: БУТРОВА ЕЛЕНА ВЛАДИСЛАВОВНА

В ПОИСКАХ СОБСТВЕННОГО ОБРАЗА.
ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РИСУНКАХ СКУЛЬПТОРА ЭРЬЗИ

Страница 2

РИСУНОК В ТВОРЧЕСТВЕ СКУЛЬПТОРА. О СПЕЦИФИКЕ ПРОБЛЕМЫ

Известно, что с подсознанием человека наиболее тесно связаны его пальцы.
За движением руки всегда скрывается неосознанное, свободное, неограниченное условностями движение души. Когда продолжением руки художника становится карандаш, каждый его росчерк на бумаге делает зримым темперамент автора. Карандаш (кисть, уголь, пастель) — проводник энергии художника, переносящий на лист тончайшие оттенки его психического (эмоционального) состояния. Он является чутким инструментом, который охотно повинуется малейшему волевому импульсу рисующего. В нервных подрагиваниях карандаша, резких линиях отражается взволнованность автора, малейшие перепады его настроения.

Согласно теории К. Юнга, подсознательное через руку проявляет себя наиболее тонко. Именно рисунки являются материальным воплощением духовной субстанции автора, явившейся ему в момент озарения. Он интенсивно сосредоточен на предмете изображения и погружен в него, поэтому в набросках, как правило, присутствует простота и цельность, подвижность и непосредственность.

В рисунке фальшь исключена с самого начала. Художник рисует из себя и для себя. Это точная коммуникация, потому что это — коммуникация, прежде всего, с самим собой. Кратчайшая связь: темперамент — рука осуществляется именно у рисующего. У скульптора уже иная цепочка: темперамент — сознание — рука. В этом случае  включаются объективные предпосылки, условности (школа, специфика материала, степень комплиментарности работы), специфика вида (станковая, декоративная или монументальная пластика), влияния других мастеров и школ. Скульптура — это всегда отбор того, что автор ищет и находит в предварительных зарисовках, набросках. Это позволяет ему в ваянии или лепке уходить в область анализа  и разграничения. В рисунке скульптор чувствует, потому что знает: думать ему придется в пластике. Рисунки скульптора, по сути, и есть процесс чистого творчества, творчества без искусства, потому что тогда он действует спонтанно, без определенной цели. Это всегда плацдарм, накопление опыта, эмоциональное переживание перед большой и важной работой.

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РИСУНКОВ ЭРЬЗИ

Эволюция пластического метода Эрьзи нашла отражение и в его рисунках. Рисунок в его творчестве играл большую роль, чем может показаться неискушенному исследователю. Он рисовал много, фиксируя свои наблюдения над натурой и позже используя их в своих скульптурных работах. Ощущая мир как пластическую форму, Эрьзя не мог не лепить, и эта мучившая его жажда пластики нашла выход в экспрессии его рисунков (особенно — в период нехватки скульптурных материалов). Кроме этого, ему, как начинающему скульптору, было важно изучить и почувствовать мимику лица, работу разных групп мышц. Поэтому он “лепит” формы светом, линией, штрихом, намечая основные выпуклости, схватывая главное.

Уже в ранних рисунках можно обнаружить черты некоторых стилистических приемов и особенностей, которые в дальнейшем  будут встречаться в творчестве Эрьзи. Это позволяет говорить об их осознанно типологических характерах. Стилистически рисунки скульптора лежат в плоскости символизма. Эстетика модерна, столь ощутимая в творчестве скульптора, берет начало именно в его рисунках. Так, ещё в 1914 году в его набросках женских фигур появляется тема “женщина со змеей”, “трудные” волнообразные позы, столь явственно характеризующие принадлежность к модерну. Все это в скульптуре Эрьзи проявится значительно позже.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10