Научные исследования

 

Автор: БУТРОВА ЕЛЕНА ВЛАДИСЛАВОВНА

В ПОИСКАХ СОБСТВЕННОГО ОБРАЗА.
ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РИСУНКАХ СКУЛЬПТОРА ЭРЬЗИ

Страница 4

О портретах.
Сохранилась редкая фотография одного из ранних мужских портретов, выполненного Эрьзей в 1906 году в Москве. Скорее всего, это был портрет поэта-символиста Алисова. Сохранившаяся в архиве фотография не даёт возможность судить о его технике (предположительно он был выполнен углем и мелом). Динамичный сложный поворот, глубокие тени глазниц, беспокойство линий, резкая светотеневая моделировка — основные черты манеры скульптора,  проявившиеся уже в период его становления.

Интересно сравнить манеру Эрьзи в рисунках разных периодов. Так, в ранних портретах, выполненных в Италии в 1909 году, он прибегает к светотеневой моделировке, активно растушевывая штрихи внутри формы. В качестве примера можно привести оплечный портрет молодой красивой женщины, в который автор, желая усилить живописный эффект, вводит цвет. Концентрируя внимание на голове модели, он использует резкую тень, подчеркивающую выразительные черты лица. Линию плеча он лишь едва очерчивает.

В другом миланском портрете неизвестной (1909) Эрьзя использует мягкую штриховку с растушевкой, акцентирующую элегантный силуэт головы. Как и в первом случае, автор выбирает сложный ракурс, лепит форму уверенно и энергично. Загадочность образу придают глубокие тени глазниц, изящная у длиненная линия шеи, волна густых волос, собранных в небрежный узел. В плоскость листа дерзким росчерком вписан автограф молодого художника,  не упускавшего случая произвести впечатление на хорошенькую модель.

В работах Эрьзи уже в ранний период сквозит склонность к артистичной небрежности и тонкости моделировки. В трактовке женских образов автор склонен к идеализации натуры, но он всегда вовремя останавливается на грани изящества, не впадая в красивость.

Схожие приемы Эрьзя использует в портрете молодого итальянца (вероятно, носящего имя Бертолети), выполненном в Милане в 1909 году. Используя уголь и слегка подцвечивая  рисунок пастелью, он придает портрету живописность. Лицо энергично вылеплено светотенью, напряжение образу придают глубокие тени, подчеркивающие пристальный взгляд больших выразительных глаз с акцентированным зрачком, взлохмаченные волосы. Активно используя растушевку, Эрьзя добивается эффекта нежной кожи юноши, контрастирующей с резкими чертами лица и горящим взглядом. Автору удалось передать темперамент и даже мятежность характера своего героя — итальянского революционера. Это уже не просто набросок, а  скорее, портрет-биография.

Ещё один образ-тип Эрьзя создает позже (в 1914 году) в карандашном портрете русского писателя Александра Амфитеатрова, сделанном в Леванто. Основным средством выразительности в этом случае является линия, резко вычерчивающая контур крупной головы, волевой подбородок, суровый взгляд затененных глаз. Кажущийся хаос линий, мечущихся по листу под карандашом, на самом деле подчинен строгой логике рисунка, чья “незавершенность” лишь оттеняет свежесть впечатления, полученного от общения с моделью,  передает живость и непосредственность характера.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10