Научные исследования

 

Автор: БУТРОВА ЕЛЕНА ВЛАДИСЛАВОВНА

В ПОИСКАХ СОБСТВЕННОГО ОБРАЗА.
ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РИСУНКАХ СКУЛЬПТОРА ЭРЬЗИ

Страница 3

Характерный образец графического стиля Эрьзи, наметившийся еще в его итальянских рисунках, отличается приверженностью автора к лапидарности, широте, размашистости линий, свободе выражения. Они просты по композиции, отличаются лёгкими, быстро нанесенными контурами, как бы на лету фиксирующими движение, кое-где резкие очертания стерты, растушеваны. Скульптору присуще тонкое чувство пространства листа, естественное соединение пятна, тональных акцентов и линий, что сообщает работам, выполненным чаще всего углём или карандашом, монументальность.

Дыхание автора вибрирует в линиях, тенях, различных очертаниях. Иногда рисунки Эрьзи приобретают камерное звучание, еще реже — нежность. Его карандаш скользит по листу быстро, свободно и точно, отражая творческий экстаз скульптора. Когда Эрьзя рисует, главное для него — это концентрация мысли и быстрая, энергичная реакция руки на волевые импульсы. Насыщенные острой экспрессией, линии пульсируют в такт с сердцем художника. В поисках единственной выразительной позы Эрьзя часто делает несколько вариантов ракурсов на одном листе. Интересная деталь — авторская подпись каждый раз использована Эрьзей как элемент композиции, которой он завершает рисунок, — как скульптор,  он бессознательно делает “пьедестал” своей работе. Экспрессивная линия наброска  переходит в не менее экспрессивную линию росписи.

Особого внимания заслуживают первые рисунки мастера, так как именно в детском творчестве наиболее отчетливо проявляется психомоторика личности. В них также отразилась и особенность национального мировосприятия  художника-мордвина: вызов, желание заявить о себе, утвердиться. Выбор образов пока ограничен рамками маленького мира, в котором живет молодой крестьянин — деревня, окружающая природа. Для него важны  и родовые понятия — отец, женщина, мать. Но эти рисунки отличает искренность, юношеский восторг открытия мира, ощущение пробуждающихся сил, желание выразить свои мысли и чувства, сознание собственной дерзости.

Позже, живя в Москве, а затем — в Италии и Франции, молодой скульптор занимается  рисованием уже профессионально. В этот период он чрезвычайно серьёзно относится к своим рисункам. Он даже экспонирует их на своей первой персональной выставке в галерее Жоржа Пти в Париже в 1913 году. Были и другие причины увлечения Эрьзи рисунком в годы его пребывания в Европе. Молодой скульптор встретил понимание публики, его рисунки покупались, то есть были оценены европейскими знатоками, чей вкус был воспитан на собственных многовековых традициях графики и, к тому же, переживающими в то время увлечение восточной гравюрой. Интерес Эрьзи к рисунку в ранний период творчества отразил важную тенденцию в искусстве современной ему эпохи: в начале ХХ века и в России, и в Европе существовал культ рисунка. 

Ранние рисунки Эрьзи эмоциональны, она выделяются своей яркой индивидуальностью. Выходя за рамки сопутствующего материала, они живут собственной жизнью, являясь самостоятельной областью творческой работы скульптора.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10