Научные исследования

 

Автор: БУТРОВА ЕЛЕНА ВЛАДИСЛАВОВНА

В ПОИСКАХ СОБСТВЕННОГО ОБРАЗА.
ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РИСУНКАХ СКУЛЬПТОРА ЭРЬЗИ

Страница 5

Интересно появление и назначение калек, сделанных Эрьзей в ранний период. Среди них — портрет балерины Федоровой-II, выполненный в карандаше (1915), представляющий собой контурный рисунок. Выразителен силуэт, скупая штриховка энергично лепит форму. Тот же прием использует Эрьзя и позже в карандашном  портрете Юлии (Кун). В нем появляются новые черты — проработка деталей прически и одежды, аккуратная неторопливая штриховка. Но контур рисунка жесткий, резкий. В обоих случаях изображения крайне схематичны. Вероятнее всего, они были сделаны с фотографий моделей специально для последующих мраморных портретов.

Серия автопортретов.
Отразить сложный подсознательный процесс осмысления художником своего предназначения, самоутверждения творческой личности — задача трудная для начинающего художника, она благополучно решается Эрьзей в серии автопортретов. Он создал более двадцати автопортретов (и это — только известных нам) в скульптуре, живописи и графике.

Автопортреты Эрьзи — своеобразный “путь к себе”, познание собственного внутреннего мира, обретение знаний.

Хотя в целом хронологические рамки серии определить довольно трудно. Основное количество сохранившихся графических портретов скульптора относится к раннему периоду. Тема творца, впервые возникнув у Эрьзи очень рано, интересно звучит и в более поздние периоды, закрепляясь в его искусстве навсегда. Несложно почувствовать, как, едва завершив один автопортрет, он тут же получает импульс для создания нового, следующего, воплощающего постоянные размышления автора о себе самом. То отступая в тень, то выходя на первый план, иногда что-то утрачивая, видоизменяясь, эта тема обогащалась новыми нюансами, настроением. В этом тоже проявилась особенность творческого метода Эрьзи.    
Самой интересной и значительной по количеству сохранившихся листов можно считать серию рисунков-автопортретов итало-французского периода. В это время Эрьзя интенсивно осваивает натуру, собственные же наблюдения дают жизнь целому потоку автопортретов-откровений. Эрьзя умело использует силу недосказанности этюда, провоцирующую его на последующую работу.

Графические автопортреты Эрьзи датируются, в основном, 1909—1911 гг., в это же время появляются и его первые скульптурные автопортреты.

Можно предположить, что бедствующий молодой художник таким оригинальным способом решал и еще одну остро стоящую перед ним проблему: в то время, когда у него не было денег на оплату натурщика или дорогостоящие скульптурные материалы, автопортрет стал для него настоящим спасением, единственным способом продолжать систематически изучать анатомию. Собственная внешность — идеальная модель, и автор концентрирует на ней все внимание. Прослеживая изменение формы, пластики лица по мере изменения освещения, психологического состояния, он без устали изображает себя в различных ракурсах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10