Научные исследования

 

Автор: КЛЮЕВА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА

ЭВИТА — МОДЕЛЬ СТЕПАНА ЭРЬЗИ

Страница 9

Кажется, что в скульптуре несколько нарушены пропорции: кисти рук женщины кажутся несоразмерно большими. Но если внимательно посмотреть на фотографии, можно заметить, что руки Эвиты действительно очень крупные. Мэри Мейн пишет: “<...> руки выдавали её эмоции и её истинный характер; это не были мягкие белые руки кокетки или бездельницы, слабые руки мечтателя или святого; они были сильными, полными драматизма, вульгарными, и жесты её были размашистыми и резкими, такими прерывает свою болтовню деревенская женщина, в них не замечалось ничего от самоуверенной элегантности или отточенных движений актера <...>. Её руки были сильными, вульгарными, нетерпеливыми <...>” [там же, с. 320]. Таким образом, художник, несмотря на своё доброе отношение к Эвите, оказался беспощадно правдив, передавая в портрете особенности её внешности и натуры.

Между тем, она уже была тяжело, неизлечимо больна.... Но ещё не знала об этом. У неё уже образовалась огромная опухоль — рак матки. Элой Мартинес пишет, что в октябре 1949 г. у неё уже наблюдались характерные признаки анемии — бледность, возбуждение и одышка: “Смертельная болезнь ещёе не нанесла решительный удар, но была уже здесь <...>” [и, с. 28]. Совсем скоро, в январе 1950 г. она в первый раз упадёт на людях в обморок, ей удалят аппендикс, но она будет катастрофически быстро бледнеть и таять и уже никогда не будет такой, какой запечатлена в эрьзинском портрете...

Скульптор выставил этот портрет под названием “Первая леди” (“Рrimera Dama”) в 1950 году на V Осеннем Муниципальном Салоне пластических искусств в музее Эдуарде Сивори. 5 июля администрация музея отправляет автору уведомление о том, что в связи с закрытием Салона и необходимостью переезда в другое помещение, ему необходимо забрать свои работы [9]. Эрьзя покинул страну в сентябре 1950 г. Через год после этого Эве была сделана операция, но болезнь дала рецидив. Она умирала долго, в страшных мучениях и ушла из жизни 26 июля 1952 г. в возрасте Иисуса Христа — ей едва исполнилось 33 года. Её похороны были самыми многолюдными в мировой истории. (К Папе Римскому поступило 40 тысяч писем с просьбой о канонизации Эвы, но понтифик не мог на это решиться.)

Однако оказалось, что похороны — это не конец её истории: таинственные приключения мёртвого тела Эвиты достойны пера романистов не меньше, чем её бурная жизнь. Испанский анатом Педро Ара забальзамировал его по уникальному рецепту: казалось, что красавица просто спит. Под наблюдением влюблённого доктора тело хранилось на третьем этаже здания Всеобщей конфедерации труда — в огромном зале, обитом чёрной тканью, на стеклянной плите, подвешенной к потолку прозрачными канатами, “чтобы создалось впечатление, что она парит в вечном экстазе” [11, с. 25].

В 1955 году в Аргентине произошёл государственный переворот, и Перон вынужден был бежать в Европу. Местонахождение тела Эвиты стало государственной тайной, его много раз перепрятывали, делали муляжи-копии, чтобы сбить с толку возможных похитителей. Его пытались изнасиловать, из-за него погибали, сходили с ума, убивали близких, попадали под трибунал; наконец, перевезли в Европу и хоронили на городском кладбище Милана под чужим именем (это была одна из наиболее тщательно законспирированных операций аргентинских спецслужб).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11