Научные исследования

 

Автор: КЛЮЕВА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА

ЭВИТА — МОДЕЛЬ СТЕПАНА ЭРЬЗИ

Страница 6

Она носила туфли из крокодиловой кожи, украшенные бриллиантами, никогда дважды не появлялась на публике в одном и том же наряде, жадно скупала дорогие меха и особенно драгоценности: “Аргентинцы <...> уверяют, что она собрала коллекцию драгоценностей, которая была самой дорогой в мире со времен Клеопатры”, — пишет Мэри Мейн [1, с. 174]. Она учредила фонд собственного имени, через который проходили фантастические суммы и играла для широких масс роль благодетельницы, бросая подачки, за что простые люди боготворили её. Она сама вела приём граждан в Министерстве труда (бывшем Секретариате), обосновавшись в старом кабинете Перона. К ней приходили миллионы писем с разными просьбами, и ни одно не осталось без ответа. К ней обращался и Эрьзя — с просьбами помочь в устройстве выставок. Бывшая стенографистка советского посла в Аргентине А. Хлебникова вспоминала, что весной 1947 года Эрьзя “рассказал, какой щедрой меценаткой показывает себя жена президента Перона, как много помогала она ему в организации выставок” [6]. Судя по всему, Эрьзя относился к Эвите с симпатией и благодарностью.

6 июня 1947 года Эвита отправилась в своё триумфальное европейское турне, которое длилось два с половиной месяца: она встречалась с главами европейских государств и Папой Римским. Эрьзя в это время готовится к отъезду в СССР. Ещё в ноябре 1946 года через посла СССР М. Г. Сергеева он обратился в Совет Министров СССР с просьбой о разрешении вернуться, предложив в дар государству коллекцию скульптур при условии создания его персонального музея в Москве. Осенью 1947 года Сергеев сообщил, что правительство приняло предложение скульптора. Предполагалось, что Эрьзя со своими работами отправится в путь 25 октября 1947 года на пароходе вместе с Сергеевым и его семьёй. 40 русских эмигрантов в течение нескольких дней и ночей пакуют скульптуры инструменты, архив. Во второй декаде октября состоялись два торжественных приёма по поводу отъезда Эрьзи: устроенные Славянским Союзом и аргентинскими творческими союзами. В прессе появилась информация о его предстоящем отъезде и даже о том, что он уже уехал. Однако пароход неожиданно для Эрьзи уходит; в посольстве обещают, что скоро придёт другой. 5 декабря 1947 года Сергеев с семьёй покидает Аргентину. Ожидание становится всё напряженнее. Хозяин дома, который арендует скульптор, недоволен беспорядком во дворе (деревья выкорчеваны, всюду запакованные ящики) и подает в суд иск о его выселении. Постановление суда: “привести дом в порядок или немедленно съехать. В конце концов, он вынужден был, переехав, распаковать ящики и снова устроить выставку скульптур в очередном арендованном им доме. Возможно, Эвита помогла ему в организации этой выставки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11