Научные исследования

 

Автор: КЛЮЕВА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА

ЭВИТА — МОДЕЛЬ СТЕПАНА ЭРЬЗИ

Страница 1

Эта женщина-легенда, женщина-миф — самая знаменитая модель Степана Эрьзи, однако её портрет, созданный российским скульптором, долгие десятилетия оставался неизвестным. Между тем, было бы странно и непонятно, если бы Эрьзя, певец и поклонник женской красоты, находясь в Аргентине, не был бы впечатлён несравненной первой леди страны, не захотел бы увековечить в своём искусстве образ самой знаменитой аргентинки.

Её полное имя — Мария Эва — совмещает в себе два имени, символизирующих в христианской культуре двойственность в оценке женской природы: святой девы Марии и соблазнительницы Евы. Признанная сегодня одной из самых великих женщин в мировой истории, пользовавшаяся при жизни невероятной популярностью в народе, граничившей с массовым психозом, вызывавшая ненависть в просвещенных кругах, эта “защитница угнетённых”, “великая благодетельница” — красивая, обворожительная, хитрая, расчётливая, корыстная, жестокая, мстительная — несомненно, обладала особой харизмой. “Она стала самой любимой и самой ненавидимой женщиной своего времени, самой могущественной, самой легендарной и, вероятно, самой богатой женщиной в мире. Ей были оказаны все возможные почести, кроме лишь канонизации, — пишет Мэри Мейн в книге “Эвита. Женщина с хлыстом” [1, с. 368].

Мария Эва Ибаргурен родилась в захудалом селении Лос-Тольдос провинции Буэнос-Айрес 7 мая 1919 г. Она была младшей из пяти побочных детей владельца небольшой скотоводческой фермы Хуана Дуарте и его служанки Хуаны Ибаргурен, происходившей из бедной семьи иммигранта-баска. Из всех детей её одну отец не признал и не дал ей своей фамилии. После смерти Дуарте в начале 1920 г. Хуана была вынуждена перебраться с детьми в городок Хунин, где зарабатывала на жизнь шитьём и домашними обедами. Семья познала нищету и унижения, тем не менее, дети, вырастая, пристраивались вполне удачно для незаконнорожденных: сын поступил на военную службу в столицу, три старшие дочери сумели найти обеспеченных мужей “из общества”. Но у младшей дочери были гораздо более серьёзные амбиции: её не устраивала роль скромной домохозяйки, обременённой кучей детишек, — она стремилась к роскошной жизни, к богатству и славе. Без особых успехов окончив начальную школу, в январе 1935 года юная провинциалка уезжает в Буэнос-Айрес, чтобы стать актрисой. В столице она гордо именует себя Эвой Дуарте — по фамилиине признавшего её отца.

Аргентина 1930-х годов — страна мачизма, где женщине отведена роль или жены, или любовницы-содержанки, или проститутки. Женщины в этой стране даже не имели избирательных прав. Эва прекрасно понимала, что пробиться наверх может только при помощи мужчин. Она не родилась ослепительной красавицей — её портили крупный, толстоватый нос, слегка выступающие вперёд зубы, плоская грудь... “Фигура у неё была так себе — обычная худенькая креолка, ноги-палки, толстые щиколотки <... >, — пишет А. Поссе [4, с. 141]. Её достоинства — высокий для латиноамериканки рост (170 см), густые волнистые тёмные волосы, большие карие глаза и ослепительно-белая, никогда не загоравшая кожа — редкое и потому особо ценное качество для жительниц жаркой южной страны,считающееся признаком породы. И всё же она была не из тех, на кого мужчины оборачиваются на улице.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11