Научные исследования

 

Автор: КЛЮЕВА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА

ЭВИТА — МОДЕЛЬ СТЕПАНА ЭРЬЗИ

Страница 7

Её портрет Эрьзя создал в 1949 г. — не по заказу, а по собственной инициативе. В ЦГА РМ кроме фотоснимков скульптуры мы обнаружили разрозненные “подготовительные материалы”. Во-первых, фото Эвиты, стоящей на улице в демисезонном пальто в окружении детей (кадр из кинохроники с рекламой её благотворительной деятельности). Во-вторых, это графический портрет Эвиты с автографом “София” на испанском языке (вероятно, он выполнен не самим Эрьзей, а какой-либо его ученицей или знакомой художницей) и датой “1949-й, наконец, это листы из журнала “Vеа у Leа” (“Смотри и читай”) с двумя фотографиями Эвы, сделанными в день национального праздника — 139-й годовщины 25 Мая (1949 г.). А 25 мая — праздник национальной независимости Аргентины. В 1810 г., после того как Наполеон захватил Испанию и сверг с трона короля Фердинанда VII, в этот день кабильдо (совет) Буэнос-Айреса учредил Временную правительственную хунту Ла-Платы, которая должна была править от имени Фердинанда до тех пор, пока он не вернется на трон.

Эвита сфотографирована перед выходом из президентской резиденции — она отправляется с Пероном в театр “Колон” на гала-представление. На первой фотографии (в фас, во весь рост) она позирует одна, стоя, словно на сцене, на
фоне занавешенного окна, в обрамлении шёлковых портьер, опустив руки вниз. На второй (в профиль, средний план) она стоит рядом с мужем, сцепив пальцы согнутых в локте рук перед собой, на уровне талии (держит носовой платок?). Волосы зачёсаны вверх и собраны в высокую роскошную причёску (такую причёску её личного парикмахера научили делать в Париже). Фотографии снабжены комментариями к наряду Эвиты: на ней платье из посеребренного кружева, с лифом, расшитым жемчугом и стразами, верхний слой юбки — из розового тюля. Перед выходом на улицу она надевает чёрную бархатную накидку с капюшоном из горностая.

Пока достоверно не известно, выполнялся ли портрет только по фотографиям и рисункам, или Эвита сама позировала российскому скульптору. Очевидно, что Эрьзя использовал находящиеся сегодня в архиве визуальные материалы, но в портрете на “первой леди” совершенно другое платье, другая причёска, другие украшения – художник не мог их “сочинить”, они выполнены слишком достоверно. Вполне вероятно, что Эрьзя делал наброски портрета с натуры. Кто помог добиться аудиенции, представить его самой влиятельной в ту пору женщине мира? У них были общие знакомые — например, фотохудожница Аннемари Хайнрих, добрый друг Эрьзи. (Справка: Хайнрих Аннемари (Нешпсп, 1912-2005) — выдающаяся аргентинская фотохудожница, символ аргентинской фотографии. Родилась в Германии в 1924 г. эмигрировала в Аргентину. Первую собственную фотостудию организовала в Буэнос-Айресе в 1930 г. Снимала многих известных деятелей аргентинской и мировой культуры: X. Л. Борхеса, М. Дитрих, Ф. Шаляпина и др.). На протяжении долгих лет она снимала мастера и его произведения. Она же снимала Эвиту — ещё в то время, когда та была актрисой: первая фотография была сделана для журнала “Ситонья” в 1939 году, когда Эве было 20 лет. Поссе пишет, что белокурой Эвита впервые предстала на фотографиях, сделанных Аннемари Хайнрих и Оссеасом Вилевски, рекламирующих фильм “Расточительница”.
[4, с. 173].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11