Научные исследования

 

Автор: КЛЮЕВА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА

ПРОБЛЕМА НАУЧНОЙ БИОГРАФИИ С.Д. ЭРЬЗИ:
“БЕЛЫЕ ПЯТНА” И “ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ”
(Подлинная история Марты Эннебер)

Страница 5

Когда он пишет это письмо, к нему приходит Марта, рассказывает, что была больна и лежала у одной из своих сестер, потому что у Эрьзи ее никто даже не кормил. “Она абсолютно без голоса… Мне кажется, она довольно серьезно больна” [18], — пишет Рильке. 25 марта Рильке сообщает принцессе, что Марта снова пришла к нему: “…Она оставила Эрьзю в один миг, я не знаю, что она намеревается делать, бедное, затравленное животное, плачет, как безутешное дитя” [19]. Эрьзя, как известно, вскоре уезжает в Италию, где скучает по Марте — об этом можно судить, в частности, по ее изображениям, которые он создает там.

Рильке продолжает заботиться о Марте, однако не хочет впускать ее в свою жизнь (переполненную нескончаемыми романами), держит на расстоянии. Он не хочет оставлять ее одну в Париже, и ему приходит в голову мысль отправить ее на попечение к еще одному своему другу — великому бельгийскому поэту Эмилю Верхарну. 5 июня он пишет Верхарну и его жене (которую тоже зовут Марта): “…Марта накануне говорила простодушно: когда я увижу Верхарна, мне кажется, что я увижу моего отца” [20]. Затем Рильке изменил свое решение, поручив заботы о Марте своим парижским знакомым. Вскоре она знакомится с Жаном Люрса (1892-1966) — в будущем великим живописцем, графиком, мастером декоративного искусства, поэтом и теоретиком искусства, тогда начинающим художником. Так в жизни Марты появляется новый друг и поклонник, который берет ее под свое покровительство. У Рильке начинается бурный роман с австрийской пианисткой Магдой фон Хаттингберг.

Мировая война катастрофически сказалась на судьбах всех героев этой истории. Эрьзя не смог вернуться из России в Европу. Рильке не смог вернуться в Париж (во время войны он находился в Германии), содержимое его парижской квартиры было продано с аукциона как “имущество врага”, большая часть рукописей бесследно исчезла. Марта вынуждена была работать в химчистке, что пагубно сказалось на ее здоровье: она потеряла голос и с тех пор могла говорить только шепотом. Осенью 1915 г. Рильке получает от нее письмо, о чем сообщает принцессе: “…Замечательное утешение: чудесное письмо от Марты…. Как она писала! Самые чистые, самые ясные, самые справедливые слова, из всех, которые мне пришлось прочесть в течение года…” [21]. В сентябре 1915 г. Рильке пишет два стихотворения на французском языке, посвященные Марте: “A M…..” (“Les autres, c'était la tempête …”: “Другие – это была буря / ненависть любви, водоворот, / только Ты, ты брала мою голову / и, положив ее на свои колени, / говорила: “Друг мой, плачь, / я положу свои спокойные руки / на твои волосы…”) и “Connaîtrai-je la main charitable…” (“Я узнаю милосердную руку…”).

Последующие письма Марты до него уже не доходят. После этого появится только одно стихотворение с посвящением “Марте Эннебер”, написанное также по-французски — “Douce perturbatrice!” (“Милая нарушительница!”: “Милая нарушительница / руки от тебя отодвигаю; / другой, моя нежная Марта, / тебе хотел бы быть близким и нужным. / Убегая, тебя нахожу / в повороте своего бегства: / отвратительное поведение, / которое моя голова осуждает…”. “Другой” – это, вероятно, Жан Люрса. Молодой художник отправляется добровольцем на фронт, откуда пишет Марте письма, исполненные любви. В 1916 г., получив ранение, он демобилизовался и вернулся в Париж. В 1918 г. Марта становится вышивальщицей его гобеленов. (Люрса знаменит, прежде всего, как художник, возродивший средневековое искусство гобелена). Несмотря на то, что между Мартой и Люрса начинается любовная связь, она по-прежнему жаждет встретиться с “дорогим Рене”. В 1919 г. они встречаются в Швейцарии, где с этого времени живет Рильке, переезжая из одного замка своих богатых и знатных почитателей в другой. В письме принцессе Марии от 18 января 1920 г. поэт сообщает: “Мою маленькую Марту …я видел трижды на швейцарской земле…, ее сердце было все еще столь же гениально, она вышивала ковер для Осеннего салона по эскизу одного из ее друзей, образец был очень поверхностным, а исполнение Марты было полно личного отношения…. Она живет большей частью у своей матери в небольшом местечке Эссон…, в обстановке такой бедности, о которой мы не имеем представления и для которой у нас нет названия….” [22]. Встреча с Мартой радует Рильке, и все же он понимает, что они оба уже не те, что прежде. Поэт обращается к новым романтическим и эротическим впечатлениям: с 1918 по 1920 г. длится его бурный роман с Кларой Штудер, с 1921 г. начинается любовная связь с художницей Баландиной Клоссовски. Помимо этого следуют платонические романы с интенсивной перепиской — в частности, с воспылавшей к нему неистовой страстью Мариной Цветаевой. “Многочисленные страстные интеллектуалки, эротически возбужденные его поэтическим словом и его человеческой отзывчивостью,… чем старше он становился, тем чаще пересекали его жизненный путь…” [23], — писал Хольтхаузен.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7