Научные исследования

 

Автор: КЛЮЕВА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА

ПРОБЛЕМА НАУЧНОЙ БИОГРАФИИ С.Д. ЭРЬЗИ:
“БЕЛЫЕ ПЯТНА” И “ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ”
(Подлинная история Марты Эннебер)

Страница 1

При изобилии публикаций о С. Д. Эрьзе до сих пор нет его научной биографии. Даже фактическая канва жизни скульптора по-настоящему не выстроена: существует огромное количество “белых пятен”, которые необходимо заполнить, и “чёрных дыр” — далеких от действительности домыслов, которые необходимо отсеять, поскольку многими они воспринимаются как достоверные факты и становятся основой для дальнейших изысканий — заведомо тупиковых. Так случилось, что Эрьзя стал, прежде всего, не объектом научных исследований, а героем массовой культуры, тиражирующей бесчисленные мифы о его жизни. Среди них миф “Марте Гербст” и “её подруге скульпторше Фарман” — так именуются они во всей обширной литературе об Эрьзе.

Безусловно, самой важной женщиной в жизни российского скульптора была француженка Марта. В рукописи Сутеева говорится о ней следующее: “После Парижской выставки (речь идёт о парижском Осеннем салоне 1910 г. — И.К.) Эрьзя снял мастерскую в Со. Там работала и скульпторша Фарман. У неё была подруга француженка Марта Гербст. Несмотря на то, что Марта не знала ни слова по-русски, Эрьзя же по-французски знал лишь отдельные слова, между ними установились самые близкие и дружеские отношения, их дружба вскоре перешла в любовь и до самого отъезда Эрьзи в Россию Марта была ему верной и преданной подругой” [1]. Далее образ Марты дополняется вымышленными чертами. Некто “А. Курицынъ” писал в газете “Столица С” в 1996 г.: “…Он мечтал жениться только на одной. После ошеломляющего успеха на выставке в Париже скульптор снял мастерскую, где по соседству работала ваятельница Фарман. Она познакомила его с Мартой, красивой и знатной француженкой, в будущем — знаменитой художницей…. Позже во Франции узнал, что она родила от него сына и уехала в Бразилию. Вышла замуж за богатого ученого и стала знаменитым скульптором. Поиски подруги оказались безуспешными — Марта знала о его местонахождении и умоляла не ворошить прошлое” [2]. Эта же версия фигурирует в книге Ю.Н. Папорова [3], где старый миф обрастает новыми подробностями, домысленными автором. На самом деле, и Марта, и та, которую называют “Фарман” — “широко известные в узких кругах” персонажи, но в эрьзеведении они до сего дня существуют под “конспиративными” именами, что отдаляет его от зарубежных исследований истории культуры и искусства.

Настоящее имя парижской подруги Эрьзи — Марта Эннебер (Hennebert). Она известна в зарубежной науке и культурном сознании, прежде всего, как одна из самых важных женщин в жизни величайшего европейского поэта ХХ в. Райнера Марии Рильке (1875-1926). Редкая книга, посвященная биографии поэта, обходится без упоминания имени Марты, во многих из них говорится и о том, что она некоторое время жила в Париже с неким русским скульптором, о котором исследователи имеют смутное представление. Иногда приводится его полное имя: “Эрьзя (Нефёдов Степан Дмитриевич)”, однако иногда сведения о нём ограничиваются фразой: “Марта жила с диким русским скульптором” [4]. Единственное упоминание о Марте в связи с именем Эрьзи в русскоязычной научной литературе встречается в книге “Рильке и Россия”, составленной известным ученым и писателем К.М. Азадовским который передаёт на русский язык ее фамилию как “Энбер” [5].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7