Научные исследования

 

Автор: КЛЮЕВА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА

ПРОБЛЕМА НАУЧНОЙ БИОГРАФИИ С.Д. ЭРЬЗИ:
“БЕЛЫЕ ПЯТНА” И “ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ”
(Подлинная история Марты Эннебер)

Страница 2

Наиболее полные сведения о Марте приводит французский исследователь Ж.-Л. Кардино. Он выяснил, что Марта родилась 16 февраля 1893 г. в Париже. (Во всех других источниках называется 1894 г. — Марта убавляла свой возраст). Как и её младшая сестра Элен, она была незаконнорожденной, никогда не знала даже имени своего отца. У неё было убогое детство, она не получила никакого воспитания, вынуждена была работать чуть ли не с четырех лет. Марта научилась шить (ее мать, жившая в пригороде Парижа Эссоне, зарабатывала на жизнь шитьем корсетов), но не хотела работать на фабрике, потому что “боялась босса”.

С Рильке Марта познакомилась совершенно случайно, и эта встреча перевернула всю ее жизнь. Это произошло 21-23 июня 1911 г.

Согласно распространенной версии, он встретил ее на улице. Обратить на нее внимание его заставило выражение крайнего отчаяния, увиденное в ее глазах: “…Уставившись в одну точку, она шла медленно, словно под тяжестью огромного груза. Такое глубокое отчаяние было выражено в ее бледном лице, что его пронзило: здесь человек, стоящий на самом краю, здесь должен появиться спасатель!” [6], — так описывает эту встречу биограф Рильке К. Киппенберг.

Сама Марта рассказывала в конце своей жизни, что встреча произошла в Люксенбургском саду. Прогуливаясь, поэт увидел сидящую на скамье девушку с закрытыми глазами. Поняв, что ей плохо, он спросил, не нужна ли ей помощь. Она находилась в полуобморочном состоянии — от голода. Позже Марта признавалась, что думала в этот момент о самоубийстве. Поэт узнает, что девушка оказалась без работы и без крыши над головой, и ведет её в свои апартаменты в отеле “Бирон”, а на завтра отвозит за город – предместье Парижа Со к своей приятельнице Хедвиг Верман – это и есть та самая “скульпторша Фарман” [7]. Рядом с мастерской Верман и её мужа, в замке Эмбержер [8] снимает мастерскую российский скульптор Степан Эрьзя. Так в середине июля 1911 г. происходит его встреча с Мартой, которую он запечатлел во множестве своих работ. Фрау Верман на некоторое время оказывается опекуншей, “приёмной матерью” Марты.

Более трёх недель Рильке и Марта встречаются почти ежедневно: гуляют по Парижу, посещают готические соборы. Впечатления от этих прогулок зафиксированы в стихах Рильке и его прозаическом произведении “Письмо молодого рабочего”. Первое его стихотворение, посвященное Марте, “Der Engel stemmt mit den Trompetenstossen…”, связано с собором Нотр-Дам и датировано 24-25 июня 1911 г. 26-27 июня датируется стихотворение “Wenn endlich Drang und Stumpfheit sich entzwein…” с посвящением: “Марте Эннебер”: “…И сейчас же в тебе, дитя неизвестных, / тлеющих, которые никогда не сгорали в огне, / вдруг станет тепло и загорится зарево пожара… / Утешения неисчислимых лет / витают в воздухе, твоя шляпа лежит, обильно украшенная цветами, / и запах твоих чистых волос / сливается с запахом вселенной – как будто все прекрасно” [9]. В начале июля появляется следующее стихотворение с посвящением “Марте Эннебер” — “Deine Seele sing ich…” (“Твою душу пою я…”): “Твою душу пою я, которую сам зародил в тебе. / Там я проходил, она стояла в промежутке, / не зовя, не кивая, только – как утерянные вещи — почти не глядя. / Ангел ли я, если смог уловить ее?...”.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7