Научные исследования

 

Автор: КЛЮЕВА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА

ПРОБЛЕМА НАУЧНОЙ БИОГРАФИИ С.Д. ЭРЬЗИ:
“БЕЛЫЕ ПЯТНА” И “ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ”
(Подлинная история Марты Эннебер)

Страница 3

Рильке “берет шефство” над Мартой, обращается за помощью для нее к своим меценатам, покровителям, друзьям. В середине июля 1911 г. поэт собирается в очередное путешествие. Марта умоляет Рене (таково его настоящее имя) не покидать ее, говоря, что готова спать на подстилке под его дверью, как собака. Она еще не поняла, с кем ее свела судьба. Это был тот, кто слишком любил все человеческие существа для того, чтобы привязаться к какому-то одному. Одна из его любовниц, германская журналистка и писательница Клэр Голль (Клара Штудер) писала: “Его любило множество женщин. … Не было такой женщины, которая смогла бы устоять перед ним.… Он был исключительно внимателен, предупредителен и нежен с женщинами, но никогда не признавался, что влюблен. Страсти не имели к нему доступа, ничто не должно было нарушать равновесия. Это был человек, который умел держать себя в руках и контролировать свои порывы…. Рильке в принципе не был способен долгое время выносить чье-либо присутствие и внимание. Все, на что он был способен, это несколько недель, в лучшем случае, один или два месяца. Он не знал, что такое долгая любовь. Он вновь запирался в башне из слоновой кости, оставаясь в сотканном из тонких кружев мире, в ожидании новой иллюзии, в которой его мечты вновь ненадолго обретут жизнь” [10]. Рильке физически не мог долго оставаться на одном месте: с 1910 по июнь 1914 г. (до начала Первой мировой войны) он сменил около 50 разных мест.

12 октября 1912 г. он вновь отправляется странствовать в поиске поэтического вдохновения, оставив Марту на попечение фрау Верман. Рильке просит ее заняться воспитанием и образованием Марты. Увидев в девушке художественно одаренную натуру, он рекомендует ей изучать поэзию и музыку. Но новые опекуны, кажется, не очень верят в ее творческие способности: они устраивают ее учиться на повара.

Рильке отправляется в родную Богемию, посещает Прагу, гостит у графини Сидонии Надгерной в ее замке Врхотовы Яновице, затем едет в Германию. 9 сентября он пишет своей патронессе принцессе (по мужу – княгине) Марии фон Турн-унд-Таксис Хогенлоэ: “Марта пишет с тех пор только лишь: “ J'oserais presque ne pas oous écrire, si cela pouvait vous faire revenir plus vite [11]” …. Как это следует понимать, мое сердце сжимается от этого – с другой стороны…, во мне тоска по деревне, лесу, одиночеству, – как будто я ее едва знал раньше. Что делать? Будет ли правильно встретиться где-нибудь с Мартой? ... Все еще неопределенно…. Я хотел бы быть спокойным, здоровым и работать, работать…” [12]. В письме от 17 сентября Рильке сообщает принцессе: “…Я снова получил длинное письмо от Марты. Пожар ее воспламененной натуры, вероятно больше уже не погасить…” [13].

Марту не удовлетворяет та профессия, которую избрали для нее опекуны: общение с Рильке пробуждает в ней творческое начало, общение с Эрьзей и другими художниками, живущими в Со, вызывает глубокий интерес к изобразительному искусству: она начинает посещать вечерние курсы рисования, посылает свои рисунки Рильке, который восхищается ими. В феврале 1912 г. Марта все же получает диплом повара, но сообщает Рильке, что собирается поступать в одну из художественных академий.

Готовясь ко дню рождения Марты (он верит, что ей исполнится 18 лет) Рильке просит принцессу Марию поискать у венских антикваров подарок для нее — серебряную цепочку и медальон: “Я думаю об изящной серебряной цепочке, позолоченной, и на ней один из тех овальных медальонов…. Медальон может быть из позолоченного серебра, по возможности скромного или из темной эмали с каким-нибудь орнаментом; может быть – из двух скорлупок тонкого зеленого малахита…. Если подобный выдуманный предмет встретится Вам, то здесь как раз и начинается моя просьба: приобрести его для меня и на внутренней стороне выгравировать: “Марта, 16 февраля 1912” (старым шрифтом)” [14]. Принцесса присылает медальон и цепочку, и Рильке сообщает ей, что Марте он очень идет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7