Научные исследования

Автор: ВОРОНИНА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА

ДУХОВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ С. Д. ЭРЬЗИ

Страница 3

У Эрьзи важен не внешний антураж, а именно “невидимое” и “бестелесное” — внутренняя суть человека, постигаемая не столько рассудком, сколько интуицией. Главное в человеке — личностное начало и духовность.

Когда М. И. Нефёдов в письме бранил его за “большую технику”, Эрьзя ответил, что он глубоко ошибается. “У меня наоборот, — пишет он, — жизнь и душа, а не техника” (3.70).

Поэтому у Эрьзи нет полутонов. У него максимум человеческого страдания и радости. Поэтому каждая женщина, каждая головка — это богиня (Скорбь, Горе, Отчаяние). Галерея мужских образов — “Тоска”, “Мужество”, “Пламенный”, “Отважный” — это изображение бога отваги, воплощение целеустремленности, силы духа и твердости. Это дух, преодолевающий любые преграды, рассекающий само пространство.

Третья ипостась — Эрьзя-музыкант. Удивительно, но это именно так. Существует одна “абсолютная реальность Эрьзи, — утверждает философ Л.А.Шумихина, — это мир музыки” (4). “Музыка Грига” соткана из света и пространства, летящая звуковая стихия. Но бог не Григ, а Бетховен, Твердый, мужественный… Мы же выделяем еще и особенную музыку пластики Эрьзи, музыкальность эрьзинского языка — его бесконечное многообразие вариаций, виртуозность обработки материала.

Музыкальность достигается Эрьзей с помощью приемов, характерных для выразительных видов искусства — динамикой движения. Многоголосием, контрастностью, в то же время напевностью и лиричностью.

Музыка для Эрьзи как исцеление, как спасение от мира, как очарование и искушение: музыкальность становится неотъемлемой компонентой драматургии Эрьзи. И именно Бетховен не случайная фигура в галерее Эрьзи — у них много общего в многопланововсти видения мира — мощь воображения, склонность к грандиозному и монументальному, в высокой страсти и величественности.

Отдельная тема музыкальности и поэтики — это ритм. Говоря о духовной сути Эрьзи, подчеркнем, что он ваятель виртуозной нерасчлененности — пластики и смысла, смысла и пластики. Его скульптуры — созвучия смыслов. Он обладал редкостной чуткостью к глубоко запрятанным в недрах материала смыслам. При этом ритм был его стихией. Непобедимые ритмы Эрьзи — это и “Танец” (Балерина) 1930 года — весь сжатый в динамическом движении. Это и “Летящий” в своем парении, Это и “Обнаженная” 1930 года, прекрасная своим ритмом грации и плавности переходов. Ритм — душа его творений, бесконечная душа. Редко встретишь в скульптуре такое разнообразие, такую страсть, такую нервическую силу.

Стремительные ритмы — это ритмы времени, его жизни, его души. Скульптор-новатор, скульптор-первопроходец не только в аргентинских породах дерева, но и в мраморе.

Четвёртую ипостась можно обозначить как Эрьзя — певец национальных образов. Интернациональность его не в том, что он включил в круг своего творчества многие страны Европы, Азии, Америки, но в том, что его герои всечеловечны. Улавливая тонкие национальные черты своих аргентинок, боливийца, мордовок, парижанок, турка, казака — Эрьзя был увлечен цельностью и совершенством каждой модели, нежели показом этнических черт, которые лишь деликатно намечал в своих работах.

Духовная реальность Эрьзи более всего ощутима в нашем городе, в нашей республике, где он обрел свой дом-мемориал в селе Баеве и дом для своих творений в Саранске, где Эрьзя общается с нами, делится своими чувствами и мыслями, а мы открываем для себя разного Эрьзю. Юбилей великого человека каждый раз не просто заставляет, а как бы обязывает заново перелистать страницы его жизни и творчества, в многоликости искать своего творца, раскрывая человеческие глубины.

Приятно, что в республике прошел кинофестиваль — 17 кино и телефильмов в течение месяца демонстрировались в кинотеатрах. Мы могли увидеть кинохронику тех лет, кадры живого Эрьзи за работой. Духовная реальность обогатилась множеством интересных изданий об Эрьзе, пусть не бесспорных, но ценных по своей сути. Наш город украсился прекрасной рекламой. Она напоминает о том, что с нами рядом живут великие творения, которые необходимо постигать. Наконец, школы республики получили репродукции и плакаты, справочную литературу. Распахнул свои двери обновленный музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи, где царствует красота. Все это шаг навстречу не только в изучении творчества Эрьзи. Это огромный шаг навстречу культуре в нашей республике, формированию духовно-нравственного облика нашего современника.

Страницы: 1 2 3 4