Научные исследования

Автор: ВОРОНИНА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА

ДУХОВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ С. Д. ЭРЬЗИ

Страница 1

Каждая эпоха имеет своих выразителей и свои духовные вершины. То, что одним из них в ХХ веке стал Степан Дмитриевич Эрьзя — это бесспорно. Эрьзя — выдающийся скульптор мировой и отечественной культуры и крупнейший модернист европейской культуры. Эрьзя — обновитель и выразитель парадигмы человека ХХ века, передавший осмысление и чувствование своей эпохи, ее сокровенную суть.

Иосиф Бродский как будто бы об Эрьзе сказал:

Он был Поэт —
Гигантский смысл Умел он отжимать
Из будничных понятий —
Редчайший аромат!

Эрьзя — трудный скульптор… Казалось бы его творения ваялись из тех же материалов, что и любое другое — камня, дерева, красок, но отличие состоит в способности великого мастера выразить нечто большее, чем содержат в себе изобразительные средства. Вот почему так сложно искусство Эрьзи. Вот почему оно неисчерпаемо, вызывает споры, приятия и неприятия, но именно поэтому оно смотрит в будущее, перешагнув ХХ столетие.

Что нового можно сказать об Эрьзе, которому посвящены сотни работ, воспоминаний, записок, писем, былей и небылиц. Изучено довольно подробно творчество. Только на I Международных Эрьзинских чтениях выступило около 150 человек со своим видением Эрьзи-художника и мыслителя.

Но именно сегодня, на рубеже нового тысячелетия Эрьзя начинает открываться нам. Появившиеся новые архивные документы, фотоматериалы, переводы газетных публикаций из Аргентины, Италии, Франции позволяют счищать налет поверхностных допущений. В такой ситуации и сам Эрьзя предстает как парадигма ХХ века — с широким взглядом на мир, не допускающим ни однозначности, ни украшательства, ни самообмана.

Духовная реальность Эрьзи — это мир человеческих чувств. Что мы знаем о человеке, который казалось бы, рассказал о себе все?! Кто он? Кем был? Какова была его духовная суть?

“Скульптор — это человек, у которого всегда на одно горе больше, чем у других людей”, — сказал современный исследователь Игорь Гарин. “Скульптор — хранитель бесчисленных лиц живущего”. “Скульптор — не создает образов — он бросает проблемы”. Подмечено необычайно остро.

Действительно, если талант Эрьзи как художника бесспорен и, главное, очевиден, то другая сторона — переплетения его мыслей и чувств, его аллюзий, фантазий и эйдосов – одним словом, пространство его души и духа — раскрыть гораздо сложнее.

Попробуем очертить их главные ипостаси.

Эрьзя - мордвин духом и кровью.
Эрьзя - русский душой и пластикой.
Эрьзя же — гражданин мира своей культурой.

Можно с этим спорить, но действительно родная мордовская земля была местом рождения и вдохновения Эрьзи. Здесь он начинался как художник. И это на всю жизнь. Москва, Екатеринбург, Баку, Новороссийск, Батуми сформировали профессиональную культуру пластики, ее он совершенствовал в Европе. Аргентина дала материал и общение на другом уровне, которое выработало свой, самобытный пласт в мастерстве художника.

В связи с этим Эрьзя творил особые миры и “населял” их созданными его талантом образами и характерами: в этих мирах явления подчиняются не обычным законам природы, а новым, которыми повелевает мастер. Родная земля дала целый каскад посвящений отцу, матери, эрзянке, крестьянину-мордвину, старику-мордвину. В этих работах Эрьзя причудливо-разный, в нем говорил талантливый самородок, человек из недр народного быта, с одной стороны, а с другой — страдалец, отшельник, испытывавший ностальгию по Родине.

Луис Орсетти, аргентинский друг и секретарь Эрьзи в письме племяннику М. И. Нефёдову в 1947 году восклицает: “Каким пламенем он горит, как он несчастен в своей жажде красоты и как тоскует по родине, и ежедневно подвергается пыткам надежды и отчаяния!” (1. 73).

Страницы: 1 2 3 4