Научные исследования
Автор: САМАРКИНА НАТАЛЬЯ ПАВЛОВНА
ОБРАЗ ЭРЬЗИ И ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО МОРДОВСКИХ АВТОРОВ
Страница 3
А затем с десятым:
Те толось пицесь мастерэнть, кармавтсь.
(Этот огонь обжигал мастеров, вынуждал.)
И, наконец, с четырнадцатым:
Ловинзе мазыйкатнень — каветее,
Валдо сяткинеть цитнить мештесэст.
(Подсчитал красавиц — пятнадцать,
Светлые искры блестят у них на груди.)
Эта система логических “арок” позволяет сохранить композиционную и идейно-тематическую завершенность.
Точка зрения автора постоянно чувствуется, угадывается в нюансах легкой грусти и доброго сопереживания, в самой приверженности к духовному миру скульптора.
Временные пласты образуют в цикле сонетов “Ине Эрзянень” кольцо. Сложная форма сонетов предоставила возможность глубокого проникновения в сущность образа С.Д. Эрьзи. Специфическая структура временных пластов в сонетах Д. Надькина выполняет важную идейно- эстетическую функцию, являясь философской основой в осмыслении судьбы Творца и его Творений.
Активно используются современные средства выразительности.
Ассоциации, основанные на свето-звуковом восприятии:
Церась умок неть сельведтнень маринзе,
Модань-масторонь рисксэсь сонзэ тердсь —
Пижнесь пиже вайгельсэ, авардсь рисьсэ,
Верьсэ валозь недлячисэнть якстердсь [1]
Парень давно услышал эти слезы,
Грусть земли-страны его звала —
Кричала благим голосом, плакала слезами,
Окрасилась кровью кровавого воскресения.
(фрагмент 5-го сонета)
Ассоциации по типу контраста:
“Меельце весь” менельс, чипаень
малас [2]
Кепедизе Степанонь од лементь.
Ков теевсь “Весь” — емась, тапизь иль салызь —
Тештекс палы од лемесь менельсэнть.
Ков седе тов — тештесь седеяк мазый,
Од тюсонь толсо яла сон кирвази.
“Последняя ночь” в небо рядом с солнцем
Подняла новое имя Степана.
Куда делась эта “Ночь” — пропала, разбили или украли —
Звездой горит новое имя на небе.
И чем дальше — звезда красивей,
Все новым огнем возгорается.
(фрагмент 9 сонета)
Ассоциации на основе олицетворения:
Косо-бути масторонь, ведень трокс [3]
Сизесь уш, Эрьзянь учозь, альгарробось.
Сельведень пачк, сумбура, мик кежей,
Рунгстонзо ванькс-чопода “Моисей” [4]
Где-то в заморской стране Устал уже,
ожидая Эрьзю, альгарробо.
В слезах весь, пасмурный и даже злой,
Из ствола смотрел темный “Моисей”…
(фрагмент 4 сонета)