Научные исследования

Автор: САМАРКИНА НАТАЛЬЯ ПАВЛОВНА

ОБРАЗ ЭРЬЗИ И ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО МОРДОВСКИХ АВТОРОВ

Страница 4

Таким образом, образно-метафорическая система жанра представляет собой литературно-фольклорный сплав, обогащенный новыми качествами.

Стиховая система сонетов Д. Надькина во многом сохранила закономерности классического сонета: каждый сонет состоит из четырнадцати строк. Три катрена в форме четырехстиший; заключительные две строки представляют собой так называемый “Сонетный замок”, содержащий сгусток мысли; метро-ритмическая структура отвечает закономерностям пятистопного ямба.

Цикличность формы подчеркивается архитектоникой: четырнадцать сонетов скреплены строками магистралов. Литературная традиция предполагает в “Венке сонетов” наличие пятнадцати сонетов. У Д. Надькина их четырнадцать. Однако, благодаря действию логических “арок”, возникает впечатление законченности формы. Структура жанра сонета выполняет важную эстетическую функцию, способствует совмещению устно-поэтических и современных литературных лексико-стилистических возможностей мордовского языка. Доминантой цикла являются не столько формальные компоненты, но, прежде всего, сам образ-характер великого мордовского скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи.

Эрьзя сложен и одновременно понятен всем. Его творчество позволяет нам зорче видеть красоту, смело и решительно отсекать все мелкое, суррогатное. Эрьзя верно служил своему народу и завещал это служение нам, его духовным наследникам.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Откликом на события 1905 года явилась скульптура С. Эрьзи
“Жертвы революции 1905”

2. “Последняя ночь” — скульптура С. Эрьзи (1909 г.)

3. Альгарробо — древесная порода, которую использовал скульптор.

4. “Моисей” — скульптура С. Эрьзи, изваянная из альгарробо (1932 г.).

Страницы: 1 2 3 4