Научные исследования

Автор: РУНКОВА АЛЬБИНА ВАЛЕРЬЕВНА

ОСОБЕННОСТИ СТИЛИСТИКИ ТВОРЧЕСТВА С.Д. ЭРЬЗИ
В ПЛАСТИЧЕСКОМ ОЩУЩЕНИИ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ

Страница 3

В иконографической общности символизма как общемирового художественного движения отметим произведения А. Майоля “Волна” (“Море”) (1895), Г. Климта “Течение” (1898), А. Голубкиной “Волна” (“Пловец”) (1901—1903), С. Эрьзи “Волна” (“Во сне”) (1938). Своеобразие образно-пластической структуры этих произведений не лишает их общих в тенденциях стилистических черт модерна: это свободное перетекание гибких пластических объемов, их неразделимость, длящееся становление художественного образа.

С. Эрьзе приходилось в своем творчестве отдавать дань модерну, преодолевать модерн и одновременно, с творческой радостью, ощущать его пластическую свободу в смелом движении, намеченном этим стилем. Стиль модерн обогатил многомерность художественного языка С.Д. Эрьзи, обострил его стилистическую чуткость. Модерн — стиль, который побуждал к свободному взаимодействию художественных реминисценций, что отвечало творческому духу мастера.

С. Эрьзя, ценя свободу творчества, обладал неканоническим стилевым мышлением. Модерн Эрьзи несет в себе следы соприкосновения с другими пластическими концепциями. Чрезвычайно редко произведение выполняет, так сказать, “нормы стиля”. В одном произведении сосуществуют признаки разных стилевых направлений. Многие скульптуры Эрьзи, не отличаясь чистотой стиля, обнаруживают черты модерна.

Стилистические приметы модерна очевидны в пластике “Евы” (мрамор, 1919). Экстатическая пластика танца, выражающая иконографическое содержание модерна, характеризует произведение Эрьзи “Танец” (“Балерина”) (кебрачо, 1929). Чувственную мелодию модерна обретают “пластические фразы” многих женских портретов Эрьзи аргентинского периода: “Аргентинка” (1941), “Женский портрет” (1942), “Аргентинка” (1940). Томление чувств, пленительная недосказанность — в нежном и сильном движении материала кебрачо, природная стихия которого в руках маэстро переплавляется в необычайно пластичную художественную форму — изысканную и непредсказуемую, созвучную стилю модерн. Линия модерна, трепетная и неуловимая — в абрисе лица, в предчувствующем жесте рук.

В интуитивном постижении образа С. Эрьзя был приверженцем неоромантической традиции. Концепция стиля модерн в творческом ощущении скульптора опиралась и на романтическую эстетику. Впечатляет сложная панорама художнических рефлексий Эрьзи, наполненных тоской, томлением духа, сомнением, самоотречением, несокрушимой волей, триумфом.

Отмечая некоторые пластические и иконографические категории модерна в творчестве С.Д. Эрьзи, мы видим в женских образах мастера глубокое проникновение в самые сокровенные тайны натуры в том аспекте её одухотворенно-реалистического восприятия, который позволяет говорить о классическом методе скульптора, окрашенном в романтические тона.

Неоклассицизм — известный спутник модерна. Своеобразная реставрация классического стиля присутствует и в творчестве С.Д. Эрьзи и в целом характеризует художественное направление позднего модерна. Преображение классицистического стиля в художественной системе модерна обозначено в истории искусства как “модерн классицизма”.

В лоне соприкасаемой с иконографией модерна темы предопределенности чувственных страстей и их власти над человеком звучит образ “Калипсо” (мрамор, 1917), но его пластическое воплощение овеяно духом античности. Это произведение — пример органического соединения иконографии модерна (мотив чувственного томления) с классицистической структурой пластики.

Страницы: 1 2 3 4