Научные исследования

Автор: РУНКОВА АЛЬБИНА ВАЛЕРЬЕВНА

ОСОБЕННОСТИ СТИЛИСТИКИ ТВОРЧЕСТВА С.Д. ЭРЬЗИ
В ПЛАСТИЧЕСКОМ ОЩУЩЕНИИ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ

Страница 2

Открытый новому пластическому мышлению, С. Д. Эрьзя чутко ощущал под сводами магического храма символизма новейший стиль эпохи — модерн.

“Философия жизни”, ассоциативно-символическая тема таинственной силы женской красоты, мифологическое сознание — всё, чем была томима культура серебряного века, было созвучно мироощущению С.Д. Эрьзи.

Идеи символизма перелагались на язык разных стилей. Сосуществование в символизме импрессионистических тенденций с тенденциями модерна, отмеченное в творчестве Г. Климта, раннего А. Майоля, В. Лембрука, Г. Кольбе и других мастеров, соотносимых в рассматриваемой эпохе, имеет место и в творчестве С. Эрьзи.

Творя в начале века в Париже, в самом горниле рождения Нового искусства, Эрьзя не мог не соприкоснуться с модерном, уже реализовавшим себя в масштабе европейской художественной культуры. Стилистические черты модерна выявляются в творчестве мастера уже в тот период, когда модерн “сошел со сцены”, но художественное мышление С. Д. Эрьзи, вобрав в себя опыт символистской эпохи, содержало в своем пластическом пространстве стилевые категории модерна. Много лет спустя, под впечатлением стиля модерн, скульптор создавал произведения аргентинского периода. Тенденции модерна проявлялись в творчестве С.Д. Эрьзи в стёртых формах, что типично для крупных мастеров, воспринимающих разные художественные направления, в творческом взаимовлиянии и смешении стилей.

Интересно вычленить момент аналитики в том, что кажется игрой материала и образа. Стилистические признаки модерна возникают в творчестве С.Д. Эрьзи аргентинского периода, быть может, неосознанно, не следуя известной эстетической концепции модерна, а исходя из форм органической природы кебрачо и альгарробо, природная стихийная экспрессия которых часто задавала скульптору пластическую интонацию модерна.

Один из аспектов модерна — в раскрепощении природного начала. Стилевой язык мастера обогащается природной пластикой, всепроникающей ритмикой и витальной динамикой. Принцип внутреннего движения материала в соавторстве с волей скульптора реализуется в ряде произведений в кебрачо и альгарробо. В подобной динамике форм есть спонтанность, стихийность, самопроизвольность, созвучная стилю модерн. Скульптору важен не только облик формы, но и тайна её образования. Метаморфозы пластического видения определяют искусство авторской художественной формы.

В стилистической и образно-эмоциональной трактовке вариаций сюжета “Леда и Лебедь” (кебрачо, 1929) заметна перекличка с модерном. Сама фигура Леды ассоциируется с живой природной формой — завязью экзотического цветка. Стиль модерн редко обращается к прямому диалогу с натурой.

Скульптора завораживает ритуальная природа дерева, задающая некий ритуальный тон пластическому ощущению образа. Мир женщины, пленительные женские образы обретают воплощение своей таинственной сути в художественных символах, пластических метафорах.

Отдавшись влечению символизма с его сверхчувственным происхождением художественного, непознаваемым миром видений и грез, метафорическим ассоциативным мышлением, Эрьзя создает произведение “Волна”. (“Во сне”) (кебрачо, 1938). Чувственно-пластический строй этого произведения пронизан духом символизма. Струящаяся пластика, гибкие упругие ритмы вторят стилистике модерна. Эрьзю покорил этот стиль. Он отвечал поэтике чувств мастера, его свободному пластическому ощущению, желанию выявить чувственную красоту женщины.

Страницы: 1 2 3 4