Научные исследования

Автор: РУНКОВА АЛЬБИНА ВАЛЕРЬЕВНА

ОСОБЕННОСТИ СТИЛИСТИКИ ТВОРЧЕСТВА С.Д. ЭРЬЗИ
В ПЛАСТИЧЕСКОМ ОЩУЩЕНИИ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ

Страница 1

Одна из важных и сложных тем в исследовании творчества С.Д. Эрьзи — это связь мастера с традициями искусства прошлых эпох, пластическое переосмысление стилей прошлого в соответствии с духом новых поисков современной скульптору эпохи. С. Д. Эрьзя — художник рубежного мироощущения, и творчество его характеризуется гибкостью и неоднозначностью.

Художник декларировал свою независимость, и вместе с тем мы видим его творчество сквозь призму известных стилевых приёмов. Искусство С. Д. Эрьзи заряжено могучей энергией плодотворных художественных эпох. Скульптор объял и художественно претворил в своем творчестве стили разных эпох, сохранив при этом свою самобытность в силу мощного пластического инстинкта и многосложного внутреннего единства творчества.

Творческий метод С. Д. Эрьзи раскрывается с помощью художественного анализа сопричастности его пластических идей к известным стилям от античной эпохи до модерна. Масштаб художника, его мироощущение, космополитизм не может вместить лишь какой-то один избранный художником стиль. Отнести его полностью к той или иной стилевой концепции невозможно. На протяжении всего творческого пути С. Д. Эрьзя искал ёмкую выразительную форму с многомерным пластическим языком, вмещающим многообразие художественных тенденций. Творческое сознание С. Д. Эрьзи вращалось в кругу пластических категорий импрессионизма, модерна, традиций древнегреческой классики, реализма.

Эпоха серебряного века, идеи которой впитал С. Д. Эрьзя, ознаменована необычайной активностью творческого переосмысления всего наследия мирового искусства. Оригинальное претворение черт известных художественных систем в высокой художественной мере характеризует и творчество С. Д. Эрьзи. Мастер, вступая в диалог с разными эпохами, обретал в своих произведениях новые смысловые и стилистические оттенки, обусловленные Новым временем. В них и утонченный дух эллинизма, и эстетический пиетет модерна, трепетная зыбкость импрессионизма и драматическая экспрессия романтизма. К какому бы стилю скульптор интуитивно или осознанно ни обращался, внутри этого стиля он восхитительно свободен и независим. Потому, вероятно, очертания стилей в творчестве мастера довольно размытые и границы их весьма зыбкие. В творческом тоне С. Д. Эрьзя созвучен художникам, хранящим свободу подлинного творчества. Импровизируя со стилем, С. Д. Эрьзя стремится к чувственному пробуждению формы. Образно-пластическая суть его образов пронизана сильным чувственным зарядом, ощущением сложной красоты мира.

Всю многомерность мира С. Д. Эрьзя воплотил в многоликих женских образах. Тема вечной женственности, чарующей и непостижимой, неиссякаемо питала пластическую мысль скульптора. Женский образ в пространстве того или иного стиля почти всегда овеян чувственной аурой, пленительной таинственностью, что предопределено характером пластического мышления автора и его восприятием женщины.

В русле стилистических поисков С. Д. Эрьзя воспринял импрессионистическую форму. Произведения художника раннего итальяно-французского периода творчества обнаруживают импрессионистические черты и приёмы. Тенденции импрессионизма были весьма ощутимы в художественно-пластическом мире начала XX века. Определённый этап импрессионизма имели в своем творчестве многие русские скульпторы, среди них П. Трубецкой, С. Волнухин, А. Голубкина, оказавшие влияние на творческий поиск С. Эрьзи. Их образы отражались в пластическом мышлении мастера динамикой объемов, “дышащей фактурой”, мощной энергией формы. Импрессионистический метод позволял мастеру тонко выражать подвижную эмоционально-чувственную сферу женского образа. Один из ярких примеров импрессионистического ощущения пластики — “Марта” (цемент тонированный, 1912). Импрессионистическая острота образа фиксирует время — миг счастливого единения с миром. Заметим, что искусство С. Д. Эрьзи легко перешагнуло кругозор импрессионизма, не нашедшего обширного творческого претворения в пластике скульптора.

Страницы: 1 2 3 4