Научные исследования

 

Автор: ЛЫСОВА НАДЕЖДА ЮРЬЕВНА

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Г.И. МОТОВИЛОВА В КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ УЧЕНИКОВ
С.Д. ЭРЬЗИ МГУ ИМЕНИ Н.П. ОГАРЕВА

Страница 4

Но, в отличие от Голубкиной, Мотовилов изобразил писателя таким, каким он был в конце творческого пути. Тем не менее в портретах есть черты, сближающее их: это тонко почувствованное состояние модели, характер изображенного. Толстой отстранен от суеты окружающего мира, погружен в созданное им самим творческое пространство.

В середине 30-х годов, будучи уже сложившимся мастером, Мотовилов так сформулировал свои основные задачи в области портрета: “Работал над портретом, хотелось дать остроту характера данного лица и то интересное, что оно представляет в пластическом отношении. Мне кажется интересным то, каждый раз особенное, отношение между овалом, большими частями лица и деталями. Интересным кажется подчинять это тому материалу, из которого хочешь сделать вещь” [8]. Учитывая, что портретная голова Толстого была этюдом к монументальному произведению, Мотовилов  не детализировал черты лица. Форма вылеплена обобщенно, в ней сконцентрировано мощное дыхание, воспринимающееся самой сущностью характера замечательного писателя.

Все три произведения Г.И. Мотовилова, хранящиеся в коллекции университетского музея, содержательно взаимодополняемы. Они составляют самостоятельную скульптурную “мини”-серию, общей темой которой явилось обращение  к решению образа творческой личности. Проблема Художника, Творца, Демиурга на протяжении всего творческого пути волновала и учителя Мотовилова — С. Эрьзю. Достаточно вспомнить портреты  Л. Н.Толстого, Бетховена, Баха и др., выполненные замечательным ваятелем. В свое время, в другом стиле и собственной творческой манере, Мотовилов продолжил развитие одной из центральных тем  отечественной скульптуры на всем протяжении ее истории.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Сутеев Г.О. Биографические заметки и воспоминания // Скульптор Эрьзя. Биографические заметки и воспоминания. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. 288 с. С. 52.

2. Там же. С. 53.

3. Лысенко Л. Уроки Мотовилова // Художник, №2, 1985. С.33.

4. Там же. С. 33.

5. Валериус С.С.  Советская скульптура. 1917 — 1967. М.: Знание, 1967. С. 48.

6. Лысенко Л. Уроки Мотовилова. // Художник, №2, 1985. С. 36.

7. Цит. по: Каменский А.А. Сергей Тимофеевич Коненков. М.: Сов. Художник,
1962. 381 с. С. 204.

8. Мотовилов Г.И. Скульпторы о себе // Творчество, №10, 1935. С.19.

Страницы: 1 2 3 4