Научные исследования

 

Автор: ЛЫСОВА НАДЕЖДА ЮРЬЕВНА

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Г.И. МОТОВИЛОВА В КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ УЧЕНИКОВ
С.Д. ЭРЬЗИ МГУ ИМЕНИ Н.П. ОГАРЕВА

Страница 3

К портретному образу своего учителя Мотовилов обращался дважды — в 1950 и 1956 годах. Оба портрета выполнены с натуры, но в разных материалах. Поздний — вырезан в дереве, ранний — отлит в бронзе. В музейной коллекции хранится повторный отлив в бронзе, выполненный на Мытищенском литейном заводе в 1983 году с гипсового оригинала, являющегося собственностью Натальи Георгиевны Мотовиловой.

Портретный бюст представляет собой погрудное изображение замечательного скульптора. Выразительно лицо Коненкова. Острый взгляд небольших, глубоко посаженных глаз с чуть прикрытыми припухшими старческими веками, крупный нос, лохматые жесткие брови, высокий лоб, подчеркнутые скулы, тонкие, плотно сжатые губы и длинная густая борода, разделенная надвое — ничто не ускользнуло от профессионального взгляда Мотовилова. Изборожденное морщинами лицо ясно и открыто, наполнено энергией. Несмотря на то что в портретном бюсте трудно передать профессиональную принадлежность портретируемого, Мотовилову удалось главное — показать умудренного жизненным опытом, гордого за достигнутые на творческом пути результаты художника. Живописна “импрессионистская” поверхность бюста, хранящая энергетику прикосновения чутких рук скульптора. Создается ощущение быстроты рабочего процесса, стремления уловить неповторимое. Падающий на скульптурное изображение свет “бликует” на выпуклых формах или тонет  в рельефных впадинах бронзовой композиции.  Важно отметить, что бюст лепился за четыре года до появления знаменитого “Автопортрета” С.Т. Коненкова (мрамор, 1954), за который мастер был удостоен Ленинской премии.

В связи с присуждением скульптору высокой награды Коненков писал в газете “Правда”: “Когда в тиши своей мастерской я работал над “Автопортретом”, относясь к этому, как к глубокому  раздумью, я думал не только о портретном сходстве, а, прежде всего, хотел выразить свое отношение к труду и искусству” [7]. Мотовилов почувствовал этот настрой раньше и, портретируя Коненкова, совместил схожесть натурного изображения с эмоциональным отношением к портретируемому, окрашенным  восхищением и глубокой благодарностью любимому учителю.

В 1957 году в Москве недалеко от Никитских ворот, в небольшом сквере на улице Герцена, вблизи улицы Толстого и дома, где жил автор трилогии “Хождение по мукам” и романа “Петр Первый”, был установлен памятник выдающемуся отечественному писателю Алексею Николаевичу Толстому. Бронзовая фигура размещена на массивном постаменте из черного лабрадора. Авторы монумента, ставшего известной достопримечательностью столицы, — скульптор Г. И. Мотовилов и архитектор Л.М. Поляков. В музее учеников С. Д. Эрьзи хранится портретная голова А.Н. Толстого (бронза), выполненная Мотовиловым в качестве подготовительного этюда для названного выше памятника.

Известно, что в отечественном искусстве существует несколько портретных изображений выдающегося прозаика. Лучшее среди них  выполнила А. С. Голубкина в 1911 году. Вырезанный в дереве погрудный бюст изображает Толстого молодым человеком, писателем, находящимся в начале творческого пути. В это время Толстой только опубликовал поэтический сборник “За синими реками” (1911), цикл рассказов “Заволжье” (1910), “Сорочьи сказки” (1910). Скульптор увлеклась личностью писателя, которому пророчили большое будущее. Она была хорошо знакома с Толстым и портрет, хранящийся в Третьяковской галерее, выполнялся с натуры. Голубкина изобразила Толстого, погруженного в творческое раздумье. Благородные, крупные черты лица дышат спокойствием и уверенностью. Очевидно, что Мотовилов, работавший над памятником Толстому уже после смерти писателя, не мог не обратиться к его прижизненным изображениям. Это тем более вероятно, что ваятель был знаком с Голубкиной и работал над ее портретом-воспоминанием в дереве (1955—1956) практически одновременно с работой над Толстым.

Страницы: 1 2 3 4