Научные исследования

 

Автор: ЛЫСОВА НАДЕЖДА ЮРЬЕВНА

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Г.И. МОТОВИЛОВА В КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ УЧЕНИКОВ
С.Д. ЭРЬЗИ МГУ ИМЕНИ Н.П. ОГАРЕВА

Страница 1

Георгий Иванович Мотовилов (1894—1963) принадлежит  к плеяде талантливых мастеров отечественной скульптуры 20—50-х годов XX столетия. Он был одним из первых московских учеников Степана Дмитриевича Эрьзи после его возвращения в Россию в 1914 году.  Это подтверждает в своих воспоминаниях о великом скульпторе, ставших классикой эрьзеведения,  Г.О. Сутеев: “В конце декабря 1914 года Эрьзя снял себе мастерскую на Петровке, в подвале Петровского монастыря. На складе памятников в Дорогомилове он раздобыл несколько кусков мрамора и купил глину. У него появились ученики: Ода Цинк, Елена Мроз, Георгий Мотовилов и др.” [1].

Однако Мотовилова с Эрьзей связывало не только постижение профессионального мастерства, но и глубокие дружеские отношения. Именно Георгий Иванович познакомил Эрьзю в ноябре 1916 года с Григорием Осиповичем Сутеевым, положив начало  многолетней дружбе известного московского врача и замечательного скульптора. Мотовилов хлопотал за своего учителя перед Сутеевым, работавшим в то время в Управлении Красного Креста, с просьбой “устроить в Красный Крест, хотя бы на должность санитара, С.Д. Нефедова-Эрьзю, призванного на действительную военную службу” [2].

В немногочисленных искусствоведческих публикациях, посвященных творческой биографии Мотовилова, часто игнорируется период его ученичества у Эрьзи или приводятся хронологически неверные данные о нем. Так, Л. Лысенко относит работу Мотовилова в мастерской Эрьзи к послереволюционному времени, совмещая ее  с учебой скульптора во Вхутемасе, где он проходил “серьезную школу резьбы по дереву у С. Коненкова” [3]. Действительно, занятия Мотовилова у Эрьзи не были длительным этапом в формировании молодого скульптора, но и  бесследно  для него они пройти не могли. Вернувшийся из-за границы мастер привлекал внимание неординарным творческим мышлением, ярким индивидуальным почерком, оригинальной манерой, глубоко эмоциональным мировосприятием. Эрьзя был широко известен художественному миру Европы как автор знаменитых композиций “Расстрел”, “Христос на кресте”, “Портрет Л.Н. Толстого”, “Последняя ночь приговоренного к смерти” и др. Можно предположить, что Мотовилов пришел к Эрьзе по рекомендации С.М. Волнухина, в скульптурном классе которого  в Московском училище живописи, ваяния и зодчества он учился. Общим в судьбах молодого художника и знаменитого ваятеля было и то,  что к постижению азов  профессионального мастерства оба обратились уже сложившимися, многое испытавшими в жизни людьми.

Решение посвятить себя искусству овладело Мотовиловым, когда он был уже зрелым, широко эрудированным человеком с университетским образованием врача. Скульптура же была выбрана потому, что, по его мнению, только она “единственно из всех видов изобразительных искусств” способна “наиболее реально воссоздавать облик человека, которому он еще совсем недавно собирался служить с помощью медицины” [4]. Профессиональный диплом скульптора Мотовилов получил, окончив Вхутемас.

Творчество  Мотовилова, пришедшееся на годы господства в отечественном искусстве официального художественного стиля эпохи — социалистического реализма, сложилось удачно. Он много и плодотворно работал в разных видах искусства ваяния: станковой портретной пластике, статуарной и монументальной скульптуре. В 1936 году ваятель создал статую “Металлург”, ставшую наряду с композицией “Рабочий и колхозница” В.И. Мухиной, пластическим символом страны Советов. Скульптура была отмечена золотой медалью международной выставки в Париже в 1937 году. Среди портретных работ мастера наиболее известны “Кулачный боец А. Анкундинов”, “Портрет Фабрициуса” (1931), А.С. Голубкиной (1955—1956), А.В. Куприна (1955) и др. Мотовилов — автор памятников А.П. Чехову в Ялте, А.Н. Толстому в Москве, М.И. Кутузову в Смоленске, Н.А. Некрасову в Ярославле.

Страницы: 1 2 3 4