Научные исследования

 

Автор: ЛЫСОВА НАДЕЖДА ЮРЬЕВНА

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Г.И. МОТОВИЛОВА В КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ УЧЕНИКОВ
С.Д. ЭРЬЗИ МГУ ИМЕНИ Н.П. ОГАРЕВА

Страница 2

Однако, как справедливо отмечает С.С. Валериус, присущее скульптору своеобразие, его место в отечественном искусстве “определяется, прежде всего, скульптурными рельефами” [5] . Ваятель украсил монументально-декоративными композициями ворота жилого дома Художественного театра на улице Немировича-Данченко в Москве (1933), оформил большие ансамбли нового типа — главный вход Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939), Волго-Донской судоходный канал (1952), станции Московского метрополитена (“Электрозаводскую”, “Октябрьскую”, “Новокузнецкую”, “Проспект мира”, “Парк культуры”, “Комсомольскую-кольцевую”, “Смоленскую”), выполнил рельефы на аттике главного здания Московского государственного университета (1953). Умение органически слить скульптуру с архитектурой характеризует все эти работы. Л. Лысенко в статье, посвященной творчеству скульптора, подтверждает, что “здесь Мотовилову не было равных” [6].

Г.И. Мотовилов, как и его учителя — С.М. Волнухин, С.Д. Эрьзя,  С.Т. Коненков, не мыслил своего творчества без педагогической деятельности. Возглавляя кафедру на факультете декоративно-монументальной скульптуры в Московском высшем художественно-промышленном училище, он стал основателем целой скульптурной школы, которую отличало строгое архитектурное мышление, тонкий художественный вкус, умение органично соединять объемы, пропорции и ритмы  в рельефной композиции.

В фондах музея учеников С.Д. Эрьзи Мордовского государственного университета хранятся три работы Георгия Ивановича Мотовилова: фигура Н.В. Гоголя,  портреты С.Т. Коненкова и А.Н. Толстого. Скульптуры были приобретены для университетской коллекции одновременно в 1983 году у Натальи Георгиевны Мотовиловой, дочери известного ваятеля, профессионального скульптора, члена СХ России. Все работы выполнены в 50-х годах прошедшего столетия, на которые приходится период наибольшей творческой активности и расцвета таланта Мотовилова.

Портретная фигура Гоголя, вырезанная мастером в красном дереве, не датирована рукой автора. Однако, учитывая, что она является проектным эскизом  для памятника  писателю в Москве (по словам Н.Г. Мотовиловой), можно предположить, что композиция была выполнена на рубеже 40 — 50-х годов, когда проходил конкурс на новый монумент великому русскому прозаику. Известно, что лучшим был признан проект скульптора Н.В. Томского и архитектора Л.Г. Голубовского. Памятник Н.В. Гоголю их работы был установлен в Москве на Гоголевском бульваре 2 марта 1952 года в столетнюю годовщину со дня смерти писателя.

Композиция, предложенная  Мотовиловым, классически традиционна. Она изображает фигуру писателя в рост на невысоком прямоугольном постаменте.  Гоголь представлен в классической скульптурной позе хиазма, с опорой на левую ногу. Жесты рук естественны: правая опущена вдоль тела и чуть отведена в сторону, левая согнута в локте, в ней писатель держит раскрытую книгу. Полы длинного сюртука распахнуты, открывая стройную, пропорционально сложенную фигуру. Голова, повернутая вправо, портретна, черты лица, обрамленного характерной прической, легко узнаваемы. Мотовилов лишает изображение каких-либо мелких аксессуаров, целиком обращаясь к разработке формы. Скульптор ищет пластическую выразительность статуи, прорабатывает ее постановку на пьедестале, решает пропорциональные особенности. В этом ему помогает сам материал, способствующий обобщению объемов и нивелирующий ненужную детализацию. Теплые терракотовые оттенки ничем не тонированного дерева и фактура древесины  оживляют произведение теплом природного материала. Эскиз смотрится в экспозиции музея как самостоятельная станковая композиция. Тем более что в творчестве Мотовилова работа подобного типа не единственная. Она органично включается в ряд фигурных изображений, выполненных мастером в дереве. Примером из этой серии может служить скульптура “М.Ю. Лермонтов”, выполненная мастером в 1956 году. Отметим, что любовь к дереву как пластическому материалу Мотовилову, безусловно, привил Коненков.

Страницы: 1 2 3 4