Научные исследования

 

Автор: ЛЫСОВА НАДЕЖДА ЮРЬЕВНА

КОЛЛЕКЦИЯ СКУЛЬПТУРЫ МУЗЕЯ УЧЕНИКОВ С.Д. ЭРЬЗИ
В МОРДОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Страница 4

Три работы художника были приобретены у его дочери — Натальи Георгиевны Мотовиловой, тоже скульптора, для музея учеников Эрьзи в 1983 году. Это бронзовые бюсты А.Н. Толстого и С.Т. Коненкова, в которых Мотовилов психологически чутко раскрыл состояние портретируемых и портретная фигура Н.В. Гоголя (красное дерево) — эскиз для проекта памятника писателю в Москве. Среди учеников С.Д. Эрьзи бакинского периода наиболее известны два скульптора: А.А. Урарту (Погосян) и В.И. Ингал.

Айцемик Амазасповна Урарту (1899-1974) училась в скульптурной мастерской Эрьзи в Государственной высшей художественной школе в Баку с 1923 по 1925 г. Последовав примеру известного ваятеля и любимого учителя, Аида (так называл её Эрьзя) уже первые свои значительные работы “Отдых” и “Беспризорный”, экспонировавшиеся на выставке ОРСа в Москве (1926) подписала псевдонимом Урарту. Первая женщина-скульптор в армянском изобразительном искусстве, народный художник республики с 1926 по 1974 г. жила и работала в Ереване. Её произведения хранятся в картинной галерее столицы Армении, украшают площади и музеи города (Памятники Степану Шаумяну, Ованесу Туманяну, статуя Мовсеса Хоренаци в Матенадаране).

В центре Еревана сохранилась мастерская Урарту — отдельно стоящее одноэтажное кирпичное здание, декорированное пилястрами, с небольшим палисадником перед ним, огороженным высокой кирпичной глухой стеной. Там и были приобретены в 1983 г. у жены ученика известной художницы, к которой перешла затем мастерская и весь архив Урарту — Марине Оганесовны Бегларян — два произведения для университетского музея. Это портретный бюст художника Э. Исабекяна, отлитый в бронзе при жизни Урарту и небольшая бронзовая статуэтка обнаженной женщины.

Портрет народного художника Армении Э. Исабекяна выполнен Урарту в романтической традиции. Резкий поворот головы влево, обнажённые плечи и шея, взметнувшиеся бурной волной над невысоким лбом непокорные пряди волос, сдвинутые к переносице брови, образующие глубокие вертикальные складки на лбу, обращённый в себя взгляд широко открытых глаз — всё подчёркивает напряжённую внутреннюю жизнь модели.

Композиция, изображающая обнажённую женщину, одно из лучших произведений музея учеников Эрьзи. Оно привлекает как раскованностью, непринуждённостью будто случайно подсмотренной позы модели, так и профессиональной свободой в передаче задуманного сложного движения женского тела. Замедленно, словно по спирали, выстраиваются пластические объемы, открывая индивидуальные особенности фигуры с разных ракурсов восприятия. Фронтальная точка зрения как бы распахивает ее навстречу зрителю, подчеркивая зрелую женскую красоту.

Владимир Иосифович Ингал (1901-1966) после учёбы в студии Эрьзи в Баку в 1923-1925 гг. окончил Ленинградский ВХУТЕИН (1926-1930), где занимался в мастерской А.Т. Матвеева. Пятидесятые годы были самым плодотворным периодом его творчества. Его ценили как скульптора-монументалиста. Ингал — автор памятников Ленину в Риге и Свердловске, Н.А. Римскому-Корсакову в Ленинграде, надгробия замечательной балерины А.Я. Вагановой в Ленинграде. Три произведения Владимира Ингала были приобретены для музейной коллекции в Петербурге у дочери скульптора — Киры Владимировны. Это портретные фигуры Серго Орджоникидзе и Валерия Чкалова, очевидно — эскизы предполагаемых памятников, и автопортрет.

Коллекция музея учеников С. Д. Эрьзи насчитывает около двухсот работ. В его запасниках хранятся скульптурные произведения Михаила Ивановича Нефёдова — племянника Эрьзи, учившегося у Г.И. Мотовилова, Ашота Бегларяна — ученика А.А. Урарту, самодеятельного московского скульптора Михаила Давидовича Ильяева, активно изучающего творчество Эрьзи и преклоняющегося перед талантом ваятеля.

У университетского музея — большие перспективы. Коллекционирование работ, связанных с образом великого ваятеля, собирание так называемой “эрзианы” могло бы стать новым направлением в его развитии. Но и сегодня значение музея в стенах учебного заведения исключительно велико уже в силу того, что это не просто выставочная экспозиция, вмещающая никак не связанные друг с другом произведения изобразительного искусства, но особое мемориально-художественное пространство, способное возбудить эстетизированную зрительскую память о выдающемся скульпторе и его последователях.

Страницы: 1 2 3 4