Научные исследования

 

Автор: ЛЫСОВА НАДЕЖДА ЮРЬЕВНА

КОЛЛЕКЦИЯ СКУЛЬПТУРЫ МУЗЕЯ УЧЕНИКОВ С.Д. ЭРЬЗИ
В МОРДОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Страница 2

У З.А. Нефёдовой была приобретена и одна из немногих живописных работ Степана Эрьзи с изображением неизвестного пожилого мужчины. Портрет выполнен в традициях русского реалистического искусства. Он композиционно прост — на сером нейтральном фоне представлено поясное фронтальное изображение лысого старика с окладистой седой бородой, разделённой на две части. Мужчина одет в красный широкий плащ с чёрным воротником, украшенный золотым шитьем. Изборожденный морщинами лоб, усталые старческие глаза, глубокий и внутренне значительный взгляд — всё это передано художником с большой наблюдательностью. Уверенна энергичная пастозная живопись портрета с использованием светотени. Падающий слева свет мягко проявляет дряблую бледную кожу лица, одутловатости-мешки под глазами, лохматые широкие брови. Очевидно, портрет носит штудийный характер и, вероятно, относится к периоду обучения Эрьзи в натурном классе Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1902-1903).

Вначале 1985 г. в Алатыре, у племянника Степана Дмитриевича С. И. Нефёдова, была куплена небольшая мраморная головка — “Портрет Тони”. По воспоминаниям родных, скульптор выполнил его из кладбищенского мрамора в один из приездов на родину. Художественная манера этого периода – зримая незаконченность образа, работа с обобщённой формой, нивелирование детали — прослеживается в этой скульптуре. Монолитная статичная композиция акцентирует внимание на фронтальном ракурсе изображения. Скульптор бережно фиксирует индивидуальные черты детского лица — высокий лоб, полные щеки, пухлые губы, короткий курносый нос. Портретное изображение нельзя считать законченным — не проработан профильный ракурс, не решена причёска, не промоделирована поверхность лица. Тем не менее, скульптор сумел почувствовать своеобразную значительность конкретного детского характера.

Отметим, что все три работы Эрьзи, хранящиеся в университетском музее относятся к разным этапам его творчества: живописный портрет представляет время ученичества, когда художник ещё не осознавал своё творческое предназначение в мире скульптуры, “Портрет Тони” — начало зрелого, “мраморного” периода, барельефное изображение Бартоломе Митре — расцвет творчества в Аргентине.

Степан Дмитриевич Эрьзя не был педагогом по призванию, и преподавание для него заключалось в совместной работе в мастерской, в подаче личного примера. Первые ученики появились у скульптора по возвращении из-за границы в 1914 г. Среди них были Алиса Сакс, Елена Мроз и Г. И. Мотовилов. Все трое стали впоследствии известными советскими скульпторами.

Алиса Антоновна Сакс (1896-1982) училась у Эрьзи всего год (1914-1915), позже закончила ВХУТЕМАС, где работала в классе под руководством А. С. Голубкиной. В 1937 г. стала членом Союза художников СССР. Её дарование носило камерный характер, и более всего скульптору удавались произведение лирического плана. В музее хранится подобная работа — “Спящая обнажённая” (1956). Керамический горельеф, изображающий лежащую на правом боку молодую обнаженную девушку композиционно построен на плавно перетекающем объёмном ритме, рождающем ощущение особого тепла и покоя. Мягкая круглящаяся линия контура очерчивает стройные согнутые в коленях ноги, гибкий торс, естественным движением закинутую за голову левую руку, своеобразно обрамляющую лицо, прорисовывает его миловидные черты, струится в разметавшихся волосах. Мотив сна, столь любимый художниками, работающими в жанре ню, позволил избежать сюжетной повествовательности, уйти от идейного давления и сосредоточил внимание скульптора на красоте обнажённого тела. Эмоциональную ноту в образное решение скульптуры вносит нежная розовато-оранжевая подцветка керамики.

Из всех скульптурных жанров А. А. Сакс предпочитала портрет, в котором достигла подлинного профессионализма. Музейная экспозиция включает семь разноплановых произведений мастера в этом жанре. Это и детские изображения (“Портрет Маргариты”, “Девочка с бантиками”), и женские и мужские бюсты (“Портрет скульптора Мроз”, “Портрет брата”), портретные композиции в форме головы (“Женский портрет”, “Няня”) и т.д. Примечательно, что Алиса Антоновна выполнила в пятидесятые года два портрета Е. И. Мроз, с которой была дружна всю жизнь. Один, погрудный, (гипс, тонированный под бронзу), изображает женщину-скульптора в рабочем халате, с профессиональным инструментом в руках. Она чуть опустила голову, устремив вперед взгляд широко открытых глаз. Реалистически подробно проработаны черты лица: маленький упрямый подбородок, небольшой прямой нос, сдвинутые к переносице брови, высокий лоб с непослушной волнистой прядью волос на нем.

Страницы: 1 2 3 4