Научные исследования

 

Автор: ЛЫСОВА НАДЕЖДА ЮРЬЕВНА

КОЛЛЕКЦИЯ СКУЛЬПТУРЫ МУЗЕЯ УЧЕНИКОВ С.Д. ЭРЬЗИ
В МОРДОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Страница 1

Музей и университет — общепризнанная культурная интеграция, основанная как на общности функций (образовательной, воспитательной, исследовательской и др.), так и способов отношения к окружающему миру (научного, художественного, философского и т. д.).

Современное восприятие представляет данные феномены как нерасторжимые звенья единого процесса познания, систематизации и сохранения полученных в его ходе результатов.

В таком контексте университетский музей способен развиваться по самым различным направлениям: от традиционного — истории вуза или мемориального — до художественного, в котором работа связана с коллекционированием, хранением и пропагандой подлинных произведений изобразительного искусства.

Музей учеников Степана Дмитриевича Эрьзи в Мордовском университете, где собраны замечательные произведения скульптуры разных художников когда-либо учившихся у известного ваятеля, обладает статусом мемориально-художественной экспозиции. Идея подобного собрания неслучайна и совершенно не повторяет направленности Республиканского музея изобразительных искусств, где хранятся лучшие работы С. Д. Эрьзи. Скорее наоборот, образ самобытного скульптора становится богаче, многограннее в связи с творчеством своих учеников, являвшихся одновременно и его близкими друзьями.

Университетский музей был основан в 1982 г., когда восьмидесятилетняя художница Е. И. Мроз передала вузу часть своих работ. Тогда же было приобретено несколько скульптур А. А. Сакс — ученицы Эрьзи московского периода и ближайшей подруги Мроз. Но особой ценностью коллекция стала обладать, когда в декабре 1983 г. музей пополнился произведениями А. А. Урарту, Г. И. Мотовилова, В. И. Ингала, А. Бегларяна, М.И. Нефедова, М.Д. Ильяева и тремя работами самого С. Д. Эрьзи.

Портрет Бартоломе Митре — главная достопримечательность университетского музея. Он был приобретен у вдовы М.И. Нефедова — племянника Эрьзи — Зои Алексеевны Нефедовой, в Москве в 1983году. По ее воспоминаниям, портрет был подарен замечательным скульптором Михаилу Ивановичу — тоже скульптору – по возвращении из Аргентины и с тех пор всегда хранился в доме №23 на Арбате. Согласно семейной легенде, скульптурное изображение Бартоломе Митре — одна из любимых работ С. Эрьзи. Работа подписана скульптором, внизу слева на гладком срезе кебрачо можно прочитать: С. Эрьзя. 1933.

Обращение ваятеля к легендарной в истории Аргентины личности — Митре был не только крупным военным деятелем, политиком, президентом страны с 1862 по 1868 г., но и известным ученым-историком — не было случайным. Его образ олицетворял, по мнению скульптора, идеал возможного современного государственного лидера в Аргентине первой половины тридцатых годов ХХ века.

Барельефное изображение, выполненное в кебрачо, запечатлело гордый профиль старца с лицом, испещрённым морщинами, с развевающейся копной длинных волос, с цепким взглядом глубоко посаженных глаз, подчёркнутых одутловатыми кругами, крупным “орлиным” носом. Физиономические подробности, легко и ненавязчиво намеченные скульптором на необработанном деревянном наросте, не акцентируются и не направлены на создание традиционного реалистического портрета, основанного, в первую очередь, на стремлении к внешнему сходству и углубленной психологической характеристике. Изображение человека-легенды решено как ассоциативный образ-символ, портрет-метафора человеческой целеустремленности, одержимости идеей, духовной жертвенности, героизма.

Особенностью портрета является его своеобразная жанровая, образная, формальная пограничность. Композиция одновременно соединяет формы станковой круглой скульптуры, с монументальностью барельефа, романтическую открытость с самодостаточностью образа, взволнованность авторского пластического языка с эмоциями самой природы. Взаимопроникновение рукотворной и природной форм лежит в основе большинства произведений С. Эрьзи аргентинского периода, подчеркивая не только особенности образного решения, но и постоянное тяготение к декоративности формы. Все отмеченные выше особенности позволяют выявить стилевую принадлежность портрета Бартоломе Митре к стилю модерн.

Страницы: 1 2 3 4