Научные исследования

 

Автор: ЛЫСОВА НАДЕЖДА ЮРЬЕВНА

КОЛЛЕКЦИЯ СКУЛЬПТУРЫ МУЗЕЯ УЧЕНИКОВ С.Д. ЭРЬЗИ
В МОРДОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Страница 3

Второй портрет выполнен в дереве, его композиция вписана в форму бюста с высокой линией обреза. Здесь не изображены профессиональные аксессуары, но произведение названо “Портрет скульптора”. Пожилая женщина с приятными мелкими чертами лица чуть повернув голову вправо, задумчиво смотрит перед собой. Пышные волосы расчесаны на косой пробор и уложены сзади в низкий “греческий” пучок. Сравнивая оба произведения, приходишь к выводу, что на портретах — одно и то же лицо, выполненное в разные, хотя и хронологически близкие периоды жизни Е. И. Мроз.

Елена Ипполитовна Мроз (1900-1984) испытала в своём творчестве наибольшее влияние С.Д. Эрьзи. Их связывала не только работа, но и близкие отношения, любовь. Мроз постоянно была рядом с Эрьзей с 1914 по 1924 год, сопровождала его в поездках на Кавказ и на Урал, училась у него и помогала скульптору в выполнении монументальных заказов. Это и стало “скульптурными университетами” Елены Ипполитовны, но самостоятельное её творчество началось только после отъезда Эрьзи в Аргентину. В коллекции университетского музея хранятся более пятидесяти работ Мроз. Их можно разделить на три группы: законченные станковые и монументально-декоративные скульптуры (“Девушка с лотосом”, “Отдых”, “Хореографический этюд”), мелкая пластика этюдного характера (штудии обнажённой натуры) и декоративная керамика (оригинальные кашпо, тарелки, сосуды, статуэтки и т.д.).

Елена Ипполитовна Мроз (1900-1984) испытала в своём творчестве наибольшее влияние С. Д. Эрьзи. Их связывала не только работа, но и близкие отношения, любовь. Мроз постоянно была рядом с Эрьзей с 1914 по 1924 год, сопровождала его в поездках на Кавказ и на Урал, училась у него и помогала скульптору в выполнении монументальных заказов. Это и стало “скульптурными университетами” Елены Ипполитовны, но самостоятельное её творчество началось только после отъезда Эрьзи в Аргентину. В коллекции университетского музея хранятся более пятидесяти работ Мроз. Их можно разделить на три группы: законченные станковые и монументально-декоративные скульптуры (“Девушка с лотосом”, “Отдых”, “Хореографический этюд”), мелкая пластика этюдного характера (штудии обнажённой натуры) и декоративная керамика (оригинальные кашпо, тарелки, сосуды, статуэтки и т.д.).

Одна из лучших работ Мроз, хранящихся в музее учеников С. Д. Эрьзи — композиция “Отдых”. Она выполнена художницей в 1960 г. из подаренного ей вернувшимся из Аргентины мастером куска тёмно-красного кебрачо. Вероятно, Эрьзя и научил Мроз обращению с “железным” деревом, открыв особенности его обработки. Лицо и руки спящей модели гладко отполированы, волосы и постамент хранят следы прикосновений резца и бормашины. Возможно, композиция скульптуры была навеяна художнице работами Эрьзи. Мотив сна — один из самых распространенных в его творчестве. Но в отличие от произведений великого скульптора, в которых сон — это всегда целеустремленное погружение модели в свой внутренний мир, “Спящая” Мроз — лишь визуально-лирическая фиксация физиологически естественного состояния человека. Тем не менее, скульптура красива своими плавными очертаниями спокойно развивающихся объемов и особой поэтичностью запечатленного мгновения.

Среди монументальных произведений художницы привлекает внимание композиция “Хореографический этюд”, выполненная в 1959 году из кованой меди. Известно, что это эскиз для надгробной скульптуры. Это объясняет позу “умирающего лебедя”, в которой изображена балерина: танцовщица сидит на подогнутой под себя левой ноге, вытянув вперед правую и низко согнувшись к ней всем торсом. Руки беспомощным овалом лежат на подиуме, скорбно опущенная голова скрывает лицо. В плавных линиях контура еще теплится движение.

В последние годы жизни Е.И. Мроз много занималась мелкой пластикой и декоративной керамикой. Любимыми сюжетами для скульптурных этюдов были балерины в пуантах и пачках, обнаженные модели, изображавшиеся в сложных, неустойчивых позах, домашние животные. Часто статуэтки покрывались цветной глазурью насыщенного глубокого тона — синей, коричневой, зеленой. Декоративные тарелки, кашпо, вазы, пепельницы поражают изысканностью формы и нетрадиционным орнаментом.

Вместе с А.А. Сакс и Е. И. Мроз в мастерскую Эрьзи в 1914 г. пришел и Георгий Иванович Мотовилов (1884-1963), ставший впоследствии известнейшим советским скульптором. Эрьзя подготовил его к поступлению во ВХУТЕМАС, где он учился (1918-1926) у С. Т. Конёнкова. Зрелое творчество Мотовилова развивалось в русле монументальной скульптуры. В разные годы им были созданы статуи и рельефы для сооружений Волго-Донского канала, фриз на портале высотного здания Московского университета, рельефы входной арки ВДНХ в Москве, поставлены памятники А. П. Чехову в Ялте (1953) и А.Н. Толстому в Москве (1957).

Страницы: 1 2 3 4