Научные исследования

 

Автор: БУРНАЕВ АЛЕКСАНДР ГАВРИЛОВИЧ

ПЛАСТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ СКУЛЬПТУР С.Д. ЭРЬЗИ,
ВОПЛОЩЕННЫЕ ЯЗЫКОМ ТАНЦА

Страница 4

Естественно постановщик находился в иллюзорном ослепленье двух скульптур художника на одну тему и кровожадных ласк двух тел. Они как метафоры наполнены знаками эротизма, секса со страстным выражением экстатичного порыва. Хореограф тщательно разработал пластический мотив, обогащающий скульптурную партитуру, создал выразительную по эмоцио-нальному накалу образную танцевальную лексику, рисунок, сочинил мелкую пластику. Нервную “дрожью” определил как смысловую наигранность, т.е. ритм естественного любовного влечения. В нем сосредоточены душевные переживания, внутренняя и внешняя энергетика, многозначность как пластическая субстанция танца.

Итак, связывая специфику скульптурного творчества с хореографическими работами можно сказать, что балетмейстеры-постановщики не только копировали пластику скульптур С.Д. Эрьзи, они расширяли тематическое, образное своеобразие танцевальных работ. В сочинительской практике чувствовали себя как скульптор. Таким образом, мастера танца формировали и утверждали свой собственный путь в искусстве.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Холопова Н.В. О сюжете скульптуры С.Д. Эрьзи “Танец” // История, образование и культура народов Среднего Поволжья: Материалы Всерос. науч.-прак. конф. Саранск, 1997. С. 93 — 95.

2. Грязнова Т.М. Гуманизм творчества С.Д. Эрьзи в музыке Мордовских композито-ров // Актуальные проблемы общества: некоторые вопросы переходного состояния. МГПИ им. М. Е. Евсевьева. Саранск, 1997. Вып. 2. С. 56 — 60.

3. Клюева И.В. Танцевальная тема в творчестве Степана Эрьзи” // Словарь-справочник жизни и творчества С.Д. Эрьзи / Сост. М.И. Каргина. Саранск, 2001. С. 195 — 199.

4. Портнова Т. Балет в скульптуре // Художник. Саранск, 1991. № 9. С. 57 — 61.

5. Еремеев А.Д. Типология психологических образов-символов С.Д. Эрьзи / Феникс — 2001: Ежегодник кафедры культурологии. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. С. 27 – 35.

6. Холопова Н.В. Небесное и земное // Эрьзя на родине: Альбом / Сост.: М.И. Барано-ва, В.С. Ионова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1996. С. 39 – 60.

7. Лысова Н.Ю., Клюева И.В. Жанр ню в творчестве Степана Эрьзи // Феникс — 2002: Ежегодник кафедры культурологии. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. С. 8 — 16.

8. Батлер У.И. “Лебедь и Леда”. Перевод с ирландского А. Парина // Эрьзя на родине: Альбом / Сост.: М.И. Баранова, В.С. Ионова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1996. С. 54.

Страницы: 1 2 3 4