Научные исследования

Автор: ПРОКИНА ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА

НЕТРАДИЦИОННЫЙ ВЗГЛЯД НА ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД С. Д. ЭРЬЗИ

Страница 3

Пышные, естественные формы наростов, истолкованные как чалма, все же далеки от формы восточного, возводимого в культ головного убора, а расположенные вдоль лица вьющиеся пряди больше соответствуют элементу еврейской прически — пейсам. Более того, в области макушки естественный рисунок дерева из годовых колец рисует круглую еврейскую шапочку, контур которой художник подчеркивает и механически. Рядом авторская подпись и дата, вероятно, поздняя, поставленная в спешке, т.к. она перевернута по отношению к изображению. Название работы “Турок”, видимо, не случайно скрывает подлинное содержание — это всего лишь рабочая проба, этюд, в котором мастер искал выразительные средства. А “Моисей” уникален, и никакая другая работа не могла рассматриваться или сравниваться рядом с произведением, которое художник считал вершиной творчества.

Преодоление стереотипов в отношении к творческому наследию Степана Дмитриевича Эрьзи даёт возможность многосторонне видеть его путь в искусстве во взаимосвязях с опытом и практикой культуры прошлого. Человеку народного образа мышления эталон высокого искусства был необходим, этот эталон воспринимался как образец для подражания. Обращаясь к темам мастеров прошлого, художник чувствовал свою причастность к величию мировой культуры и стремился быть продолжателем художественных традиций предшественников.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Холопова Н.В. К вопросу об авторстве С.Д. Эрьзи в создании скульптуры “Обнаженная” (1920-е гг., мрамор), обнаруженной в Новороссийске/ Эрьзинские чтения: сб. материалов науч.-практ. конф., Саранск, 2004.

2. Степан Дмитриевич Эрьзя: переписка, статьи о творчестве, воспоминания, каталог произведений/ сост. В. С. Дворецкая. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2001. С. 227

Страницы: 1 2 3