Научные исследования

Автор: ПОПОВА ТАМАРА ЛЬВОВНА

С.В. МАЛЮТИН. ПОРТРЕТ СКУЛЬПТОРА СТЕПАНА ЭРЬЗИ

Страница 3

Восхищает широкая живописная манера в портрете. Мазки положены вертикально и горизонтально, местами они длинны и ровны, местами пастозны. Энергичными быстрыми мазками вылеплено лицо Эрьзи, что сообщает ему особую рельефность, подчеркивая выразительность и психологическую глубину. Видно, что целью художника было достижение предельной выразительности, правдивого повествования о жизни и чувствах скульптора.

К творчеству художника можно отнести слова, сказанные В.В. Стасовым о русских портретистах: “Им важны не “заказы” и не знаменитость, а непобедимая, глубочайшая потребность написать лицо и облик того, кого они сами из значительных людей увидели, узнали, поняли, оценили и захотели оставить в картине своей кисти для потомства…!” [13].

С.В. Малютин оставил для потомков тонкий, глубоко психологический портрет самобытного, щедро одарённого природой, мордовского скульптора Степана Дмитриевича Нефёдова (Эрьзи), который стоит в ряду с лучшими работами художника.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. С.В. Малютин. Портрет скульптора С.Д. Эрьзи. 1926. Холст, масло, 79,5х97.ПЗМ. Инв. № 3326.

2. Выставка произведений С.В. Малютина. Каталог. (Вступительные статьи И. Грабаря и А.С.). М., 1934.

3. ПЗМ КП основного фонда № 3.

4. ПЗМ. Опись дел личного фонда К.И. Иванова. Ед. хр. 56, стр. 21.

5. Абрамова А. С.В. Малютин. 1859-1937. М., 1952.

6. Илюшин И. С.В. Малютин. М., 1953.

7. Сарабьянов Д. С.В. Малютин. М., 1952.

8. Зингер Л. Советская портретная живопись. 1917-начала 1930-х годов. М., 1978.

9. Полевой Б. С. Эрьзя (Степан Дмитриевич Нефедов). Саранск, 1969. С. 34.

10. Там же. С. 35.

11. Записано со слов О.С. Малютиной Поповой Т.Л. 20 ноября 1972 года.

12. Тогда же.

13. Абрамова А. Указ соч. С. 25.

Страницы: 1 2 3