Научные исследования

Автор: ПОПОВА ТАМАРА ЛЬВОВНА

С.В. МАЛЮТИН. ПОРТРЕТ СКУЛЬПТОРА СТЕПАНА ЭРЬЗИ

Страница 1

Из собрания Переславского музея-заповедника.

В собрании Переславского музея-заповедника находится малоизвестный специалистам портрет скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи (1876-1959), написанный в 1926 году Сергеем Васильевичем Малютиным [1]. Портрет был подарен Ольгой Сергеевной Малютиной (1894-1979), дочерью художника, в 1952 году благодаря активной собирательской деятельности директора музея К.И. Иванова (1906-1970), неоднократно посещавшего мастерскую художницы. Слева, в нижней части подрамника, на бумажной наклейке выставочного зала Союза Советских художников написано: “113. С.В. Малютин. Мужской портрет.”. Под таким названием он выставлялся на юбилейной выставке С.В. Малютина в 1934 году [2]. Вверху на подрамнике карандашом помечено: “скульптор Эрьзя Степан Дмитриевич”. В книгу поступлений музея портрет был занесен в июле 1953 года под названием "Портрет скульптора Эрьзи Степана Дмитриевича. 1926 года” [3]. Однако в рукописном каталоге по картинной галерее 1953 года К.И. Иванова под № 142, читаем: С.В. Малютин “Портрет скульптора” [4]. Видимо, по цензурным соображениям, Константин Иванович не рискнул уточнять имя изображенного на портрете. С 1959 года произведение было выставлено в зале русской живописи 20-30-х годов и получило окончательное название “Портрет скульптора С.Д. Эрьзи”.

О творчестве С.В. Малютина — портретиста писали многие исследователи русской живописи: А. Абрамова [5], И. Илюшин [6], Д. Сарабьянов [7], Л. Зингер [8], и только в единственной монографии Д. Сарабьянова эта работа упоминается как “Мужской портрет”.

Сергей Васильевич Малютин (1859-1937) пришёл в советское искусство сложившимся мастером и в своём творчестве следовал традициям русской реалистической школы живописи. Он известен как мастер жанровой картины, театральный художник, книжный иллюстратор, самобытный архитектор, мастер прикладного искусства. Большое место в его творчестве занимал портрет. Начиная с 1910-х годов, С.В. Малютиным было создано до 300 портретов художников, писателей, общественных деятелей. В них глубоко и верно отражены образы современников. Сергей Васильевич был одним из самых значительных русских портретистов, раскрывший типические черты нового человека, связанные в его понимании, с революционной эпохой. 20-е годы XX века были вершиной портретного творчества С.В. Малютина. Он написал замечательный портрет Д.А. Фурманова, открывший собою новую страницу в советской портретной живописи. Из многочисленных изображений деятелей культуры и науки выделялись по своим характеристикам и живописным достоинствам портреты А.В. Луначарского, А.С.Серафимовича, Н. Е. Жуковского, написанные художником в 1925-1926 годах.

Продолжая работать над серией портретов людей героического времени, С. В. Малютин обратил внимание на выходца из народа, талантливого мордовского скульптора С.Д. Нефёдова, как и сам художник, восторженно принявшего революцию и готового служить ей своим искусством.

Сергей Васильевич приступил к работе над портретом С.Д. Эрьзи осенью 1926 года. Этот год был очень важным в жизни мастера. В Москве прошла первая выставка советских скульпторов, на которой экспонировались и мраморы Эрьзи, привезенные с Урала. Работы имели большой успех и были отмечены в прессе. А.В. Луначарский, посетив выставку, в одной из своих статей дал высокую оценку новым работам Коненкова, Голубкиной, Ватагина и так отозвался о Степане Дмитриевиче: “Выставка…показала мне новое лицо, глубоко меня заинтересовавшее, мало ещё оцененного у нас, но имевшего громкое имя за границей мастера Эрьзи” [9]. В другой статье он замечает: “Необходимо отметить Эрьзю, необходимо дать ему лучшие условия работы. Во всяком случае, Наркомпрос сделает всё от него зависящее, чтобы дать возможность этому, давно уже замеченному Европой и сейчас так прекрасно развернувшемуся мастеру проявить себя…..” [10].

Страницы: 1 2 3