Научные исследования

 

Автор: КЛЮЕВА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА

ЭРЬЗЕВЕДЕНИЕ ОТ XX к XXI ВЕКУ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Страница 3

В-третьих, социально-коммуникативного: аудитория искусства, сложные, активные и потенциальные состояния сознания, с которыми художник вступает в диалог (явный или скрытый), вся культурная атмосфера общества должны рассматриваться как своеобразный партнер мастера в его трудной дороге гуманитарного охвата действительности, в построении собственной скульптурной картины мира.

В построении звеньев будущей концептуальной целостности в осмыслении феномена Эрьзи важнейшими являются следующие методологические установки.

Во-первых, отказ от механического понимания исторического детерминизма, что открывает новые возможности для восприятия процессов, определивших судьбы искусства, в том числе изобразительного. Еще недавно в отечественном искусствознании, в эстетике отчетливо проявлялось стремление обнаружить поступательный ритм художественного развития. Сложный ход искусства рассматривался только как чередование рождений и умираний стилей, вследствие чего отдельные тенденции и целые направления рассматривались как нечто исторически завершенное, исчерпавшее себя и на определенном этапе требующее опровержения. Следует отказаться от однозначных представлений об исторической судьбе художественных направлений, их роли в мировом и национальном процессе, понять, что художественная жизнь многогранна, разнообразна, плюралистична, осознать относительность прогресса и смысл отступлений от так называемых "магистральных линий" в развитии искусства.

Во-вторых, творчество Эрьзи должно рассматриваться не как отдельный, изолированный факт истории искусства и культуры, оно может быть адекватно понято только в общем контексте динамики художественного процесса и развития культуры. При этом необходимо расширение рамок профессионально-творческих, видовых, содержательных границ самого искусства и проведение анализа в контекстах культурных — не только художественных, но и околохудожественных, общественно-духовных, общественно-психологических. Только такой подход может разомкнуть закрытость прежних позиций и раскрыть диалогическую суть теоретического поискового движения общественно-культурной мысли, вывести эрьзеведение в пространство новой аналитики, к сбалансированному и фундаментальному осмыслению творчества мастера.

Центром эрьзеведения должна стать Мордовия — это закономерно, логично. Именно у учёных нашей республики самые большие возможности в изучении самого творчества мастера: ведь именно в Саранске находится самое обширное собрание его работ, а исследователь искусства должен работать прежде всего с подлинниками.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Частично она опубликована в кн.: Словарь-справочник жизни и творчества С.Д. Эрьзи. – Саранск, 2001. С. 220 – 249.

2. См., например: Северова Т.А. Аргентинские встречи со скульптором Эрьзей-Нефедовым (Воспоминания художника) // Краеведческие записки (Сб.). Вып. 1. – Саранск, 1987. – С. 154 – 159. Сутеев Г.О. Скульптор Эрьзя. Биографические заметки и воспоминания. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968. – 176 с. и др.

3. См., например, Абрамов К.Г. Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефедов): Биографический очерк. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1976. – 112 с.; Полевой Б.Н. С. Эрьзя (Степан Дмитриевич Нефедов). – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1961. – 53 с.; Трофимов В.И. Эрьзя в Баку. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1970. – 48 с. и др.

4. См., например: Абрамов К. Сын эрзянский. Роман. / Пер. с мордов.-эрзя: Г. Максимов. – М.: Современник, 1974. – 286 с.; Абрамов К. Сын эрзянский. Роман. Кн. 2. / Пер. с мордов.-эрзя: Г. Максимов. – М.: Современник, 1976. – 302 с.; Абрамов К.Г. Степан Эрьзя: Роман. – Саранск: Мордов. книжн. изд-во, 1977. – 448 с. (Третья часть трилогии): Блинов В.А. Недорисованный портрет: Повесть. – Саранск: Мордов. книж. изд-во, 1991. – 160 с. Моро А. Степан Эрьзя: Док.-худож. роман. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1997. – 336 с.; Пудваль А.Р. Здравствуйте, Эрьзя! Биогр. повесть. – Саранск: Мордов кн. изд-во, 1989. – 176 с. и др.

Страницы: 1 2 3 4