Научные исследования

 

Автор: КЛЮЕВА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА

ЭРЬЗЕВЕДЕНИЕ ОТ XX к XXI ВЕКУ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Страница 1

Среди скульпторов ХХ века Степан Эрьзя — одна из самых притягательных фигур для общественного сознания. В России и далеко за её пределами о художнике написаны многочисленные газетные и журнальные статьи, эссе, заметки, десятки книг. Автором данной статьи собрана наиболее полная отечественная библиография о жизни и творчестве Эрьзи. К настоящему времени она включает в себя более 1000 наименований [1]. Кроме того, автору удалось выяснить, что в латиноамериканской прессе было не менее 300 публикаций о художнике. К сожалению, далеко не все они доступны нам. Вероятно, собственно к эрьзеведению как к разделу научного знания не все они имеют непосредственное отношение — скорее в массе своей они составляют своеобразную Эрьзиану — мемуарную [2], публицистическую и журналистскую [3], художественную [4] и т.д. Сложилась незаурядная поэтическая Эрьзиана, представленная именами многих поэтов, живущих как в Мордовии (А. Громыхин, И. Калинкин, В. Юшкин и др.), так и за ее пределами: это поэты Татарии (Нури Заки), Чувашии (Хузангай), наконец, известные российские поэты, достаточно назвать имена Я. Белинского, В. Кострова, В. Шаламова, А. Ширяевца.

Трудно представить другого скульптора в мире (может быть, за исключением самого Микеланджело), которого бы так много и так часто изображали другие художники. Изобразительная Эрьзиана огромна. Колоритная внешность, одухотворенное лицо Степана Эрьзи — его облик художника, Артиста, привлекали внимание многочисленных графиков и живописцев (Н. Жуков, А. Лубкин и др.), скульпторов (М. Ильяев, С. Конёнков и др.), для которых он был живым олицетворением, символом вдохновенного служения искусству [5]. Начинает складываться своеобразная Эрьзиана в мордовском музыкальном, танцевальном искусстве [6].

Безусловно, мемуары, документы, обнаруженные, накопленные Эрьзианой, являются важнейшей источниковедческой базой эрьзеведения как особого раздела науки. В этом отношении настоящим подарком к юбилею скульптора является издание книги документальных материалов, составленной В.С. Дворецкой [7]. Проделана большая архивная работа, составлен наиболее полный на сегодняшний день каталог произведений, созданных мастером. Однако научное комментирование собранных материалов, аналитическая работа — эрьзеведению только предстоит.

Собственно научное эрьзеведение имеет историю длиной почти в век. Основа его заложена искусствоведением. Высокопрофессиональные искусствоведы и художественные критики начала века обратили внимание на незаурядный талант Эрьзи в то время, когда его творческий путь только начинался [8].

Уехавший за рубеж в 1926 г. художник надолго выпал из поля зрения отечественной науки об искусстве, которая попала под сильнейший идеологический диктат. Когда он вернулся на родину, его многогранное творчество оказалось слишком сложным для того, чтобы стать для нее "удобоваримым" материалом. Официальное искусствоведение либо "не замечало" его, либо принципиально не принимало, подвергая резкой критике. Взгляд профессионалов [9] безошибочно "опознал" родство творчества Эрьзи со стилевыми исканиями начала XX века, прежде всего с модерном и символизмом. Это было вполне справедливо, однако в ситуации начала 1950-х гг. звучало не просто как оскорбление, но как приговор.

Примечательно, что вступились за художника именно непрофессионалы — журналисты, публицисты и люди, далекие от искусства. Попытки этих доброхотов "реабилитировать" художника, в конечном счете, сводились к доказательству его лояльности по отношению к советской власти, принадлежности его творчества к искусству реалистическому, к его упрощению, примитивизации. "Общественные защитники" Эрьзи пытались интерпретировать его творчество с помощью небогатого понятийного аппарата, доступного "массам", поймать его в тесные сети господствующей методологии, "объяснить" на фоне чрезвычайно суженного культурного фона. Однако смысловая насыщенность его образов-символов противилась заключению в узкие, жесткие схемы. Узда идеологически полагаемой, жесткой концепции оказалась слишком короткой для адекватной интерпретации творчества художника.

Страницы: 1 2 3 4