Научные исследования

 

Автор: КЛЮЕВА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА

ЭРЬЗЕВЕДЕНИЕ ОТ XX к XXI ВЕКУ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Страница 2

Спустя двадцать лет появилось первое и на сегодняшний день пока единственное крупное монографическое исследование творчества Эрьзи научного характера — книга Н. И. Шибакова [10], который не только тщательно изучил архивные материалы, но и осуществил первый опыт концептуального научного осмысления искусства скульптора с позиций искусствоведения, эстетики. Однако следует признать, что вышедшая в свет четверть века назад, актуальная для своего времени, монография Шибакова на сегодняшний день во многом устарела. Автор и сам подчеркивал, что он вполне понимает предварительность своих наблюдений и определений (10. 9).

За время, прошедшее после появления этой книги, ситуация в гуманитарном знании сильно изменилась, однако объемных, обобщающих трудов о творчестве художника до настоящего времени так и не появилось. Значительным шагом в научном осмыслении феномена Эрьзи стали 1-е международные Эрьзинские чтения, состоявшиеся в 1996 г. [11]. Закономерно, что инициатором их проведения стали ученые Мордовского государственного университета и сотрудники Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи. Впервые была поставлена задача комплексного, межпредметного научного изучения жизни и творчества мастера. 1-е Эрьзинские чтения стали стартовой площадкой для нового этапа развития эрьзеведения, оно заметно активизировалось после 1996 г.

Пока еще в эрьзеведении различимы два уровня: столичный и провинциальный. Если к творчеству Эрьзи так или иначе обращаются столичные исследователи — профессиональные, авторитетные, например Д. Сарабьянов, А. Шатских [12] — они стремятся вписать его в общий контекст развития изобразительного искусства. Однако нередко им недостает знания конкретных фактов, вследствие чего возникают не совсем верные концепции. Что касается исследователей провинциальных — здесь, напротив, гораздо больше знания фактов, однако интерпретация их ведется в основном без учета современных достижений в области гуманитарного знания, художественного и общекультурного контекста, что приводит к гораздо более значительным искажениям подлинной картины творчества Эрьзи. Например, одним из наиболее стойких пережитков провинциального "эрьзеведения" является стремление "прописать" творчество художника-модерниста "по ведомству" реализма.

Некоторым исследователям, живущим в провинции, давно пора понять, что модернизм — это обозначение объективного исторического этапа в развитии культуры и искусства, с которым связаны важные открытия и достижения, что давно "реабилитирован" стиль модерн как последний "великий", "большой" стиль. Старые идеологические схемы, согласно которым "реализм" — это критерий высокого качества художественного произведения, а "модернизм" — "клеймо", обозначающее кризисные явления в искусстве, — давно перестали работать. Они бессильны охватить суть и логику реальных художественных процессов такими, какими они были и есть на самом деле. Происходит переоценка ценностей, воссоединение фактов искусства в новую культурную целостность, выдвигаются новые критерии их ценностно-содержательного престижа.

Отрешившись повсюду подставлять ранжиры реализма, нельзя вместе с тем делать исходным пунктом анализа историко-художественных явлений перипетии какого-то из авангардных направлений, как это делают некоторые столичные исследователи. Такой подход приводит к недооценке творчества Эрьзи, ставит мастера на определенном этапе его творческой эволюции в хвост мирового художественного развития, на периферию от его магистральных линий.

Перспективы эрьзеведения — в развитии следующих основных направлений.

Во-первых, источниковедческого: необходимо расширение базы данных о мастере, его биографии и его произведениях, а также проведение ее научной экспертизы. Это тем более актуально, что в Эрьзиане продолжается тиражирование мифов о жизни и творчестве художника.

Во-вторых, герменевтического: феномен Эрьзи необходимо осмыслить по-новому, вне узких идеологических, политических и прочих рамок, с учетом новых методологических стратегий в области гуманитарного знания, с использованием новых конкретных методик изучения художественных и общекультурных явлений.

Страницы: 1 2 3 4