Научные исследования

 

Автор: ХОЛОПОВА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ С.Д. ЭРЬЗИ
(из опыта публикации материалов сектора документов
МРМИИ им. С.Д. Эрьзи)

Страница 3

Важно отметить и другое. Многие скульптуры Эрьзи в каталогах имеют двойные названия, раскрывающие содержание, например, “Мужской портрет” (“Думы”), “Балерина” (“Летящая”), “Боливиец” (“Сосредоточенность”) и т.д., и далеко не все введены в музейный обиход. В этом плане ценным источником информации являются каталоги постоянных экспозиций произведений Степана Эрьзи в его аргентинских мастерских на улицах Санарту, Хураменто и Эчеверия, которые практически не публиковались и не изучались.

А между тем изучение публикаций позволяет порой сделать неожиданные открытия.

Так, например, в каталоге галереи Ф. Мюллера 1934 года указана скульптура “Кавказец”. Она воспроизведена с тем же названием в монографии Альфреда Кана “Эрьзя”, изданной в 1936 голу в Буэнос-Айресе. А в альбоме Игнасио Гуттьерреса Сальдивара та же самая работа, содержащая романтический мужской образ, и в том же ракурсе воспроизводится уже под названием “Человек из Чако” как скульптура из коллекции музея “Бенито Кенкузяа Мартин” в Ла Бока, Буэнос-Айрес, причём 1939 года. Очевидно, при передаче в музей сам скульптор переименовал свою скульптуру.

Опыт систематического изучения архивных материалов показывает, что по-прежнему очень много белых пятен в творчестве С.Д. Эрьзи. Не введены в научный обиход десятки его произведений, точное местонахождение их не выяснено, датировки вызывают немало вопросов, существуют значительные расхождения в названиях. Не существует пока полного каталога творческого наследия скульптора. Связано это с тем, что пока слишком мало использовались сведения из многочисленных прижизненных каталогов на иностранных языках как персональных экспозиций скульптора, там и каталогов выставок, в которых он принимал участие. Без этого невозможно будет подготовить научный каталог его произведений нашего собрания. Только обращение к зарубежным каталогам, изучение воспроизведений и публикаций позволит устранить неточности и противоречия, указать участие отдельных произведений в выставках, а также сделать выводы о роли и содержании отдельных периодов творчества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Степан Эрьзя: биография в документах (Сост. Е.В. Бутрова, Н.В. Холопова) Великий Эрьзя. Признание и трагедия. (Отв. ред. и сост. Л.Н. Нарбекова.) — Саранск, 2006. С. 353.

2. Степан Дмитриевич Эрьзя. Переписка, статьи о творчестве, воспоминания, каталог произведений (Сост. В.С. Дворецкая.) — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2001. С. 198.

3. Игнасио Г. Сальдивар. Эрьзя: альбом (на испанском языке). Буэнос-Айрес, 2003.

Страницы: 1 2 3