Научные исследования

 

Автор: ХОЛОПОВА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ С.Д. ЭРЬЗИ
(из опыта публикации материалов сектора документов
МРМИИ им. С.Д. Эрьзи)

Страница 2

Далее, название скульптуры “Летящий” (1922, кавказский дуб, N С-17) также должно быть уточнено. В парижском каталоге 1927 года (на французском языке) эта работа названа “Летящая женщина”, а в каталоге на испанском его первой выставки в Буэнос-Айресе (июль 1927 г.) — просто “Летящая”. В дальнейшем скульптура так и называлась в каталогах постоянных экспозиций произведений С.Д. Эрьзи в его мастерских.

Необходимо выяснить и название ещё одной скульптуры, которая хранится в нашем собрании под названием “Женский профиль” (1939, кебрачо, N С-131). На ней имеется вырезанная автором дата, но именно это произведение воспроизведено в каталоге XXI Национального салона пластических искусств, проходившего в 1931 году в Буэнос-Айресе, причём с подписью “Леда”. Внимательное сопоставление воспроизведения скульптуры “Леда” с помощью компьютерной программы и пластики “Женского профиля”, сличение их деталей, а также исследование форм и масштабов нетронутого природного нароста, использованною Эрьзей для изображения вьющихся волос, позволяет с большой долей уверенности утверждать, что эти два произведения идентичны до мельчайших подробностей. Тем более что совершенно идентичные формы природного нароста практически не встречаются, что подчеркивал и сам скульптор. Судя но подписи под фотографией, автор считал эту скульптуру головкой античной мифологической героини — Леды, тем более что в её чертах заметно сходство с обликом Леды в известной его скульптуре “Леда и Лебедь” (1929, кебрачо, МРМИИ). В упоминаемом XXI Салоне они экспонировались вместе.

В этом плане интересно, что более ранняя “Головка Леды” и в самом деле существовала. В парижском каталоге 1927 года значатся две “Леды” Степана Эрьзи, выполненные в дереве. Одна — “Леда и Лебедь”, группа из грецкого ореха 1922 года, хранящаяся в МРМИИ. А о другой рецензент из газеты “Нью-Йорк Геральд” (4)евраль 1927 года) писал: “Не менее выразителен художник и в дереве. Его “Леда”, головка с привлекательно загнутой лебединой шеей, заслуживает самых высоких похвал”.

Материалом её мог быть, очевидно, только грецкий (кавказский) орех, тогда
как аргентинская “Леда” (она же — “Женский профиль”) выполнена из кебрачо.

Встаёт и другой вопрос: почему появились расхождения в датах, когда одна и та же скульптура датируется то 1931, то 1939 годом? Причём изучение проблемы датировок произведений Эрьзи показывает, что такие расхождения встречаются очень часто.   Например, скульптура “Музыка Грига” (собрание ГРМ) выставляется и воспроизводится с 1928 года (см. журнал “Еl Ноgаr” 13 июля 1928 г.), а датируется автором 1936 годом, “Портрет Л. Бетховена” (ГРМ) — даты, соответственно, 1928 и 1929, “Бояр” (ГРМ) — имеет также две даты — 1931 и 1948 год, “Женщина из Чако” (МРМИИ, N С-129) была на выставках с 1931 года, а в наш музей поступила с датой 1935 год и т.д.

Ситуацию во многом проясняет свидетельство исследователя архива Степана Эрьзи В.С. Дворецкой, которая писала: “По свидетельству сотрудника Государственного Русского музея Т.Б. Мантуровой скульптор в 1957 году в присутствии сотрудников музея по памяти вырезал на произведениях даты, и не всегда точные”.

Очевидно, именно это и произошло с “Ледой” 1931 года, превратившейся
затем в “Женский профиль” 1939 года.

Страницы: 1 2 3