Научные исследования

 

Автор: ХОЛОПОВА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ С.Д. ЭРЬЗИ
(из опыта публикации материалов сектора документов
МРМИИ им. С.Д. Эрьзи)

Страница 1

Публикация материалов сектора документов Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи во второй части книги “Великий Эрьзя.   Признание и трагедия” (Саранск, 2006) была предпринята впервые. Ранее публиковались в качестве иллюстраций к отдельным изданиям лишь некоторые личные фотографии Степана Эрьзи и его редкие произведения без указаний принадлежности этих документов. В новом издании максимально полно опубликованы текстовые документы и материалы из сектора документов музея и большое количество (более 200) фотографий произведений С. Эрьзи, находящихся за рубежом и в частных собраниях, а также десятки его личных фотографий.

Работа по подготовке к публикации архивных материалов, изучение различных источников позволили выявить ряд проблем, связанных с творчеством скульптора. Наш сектор документов МРМИИ обладает лишь несколькими каталогами выставок Эрьзи, но и их внимательное изучение позволяет наметить ряд насущных атрибуционных задач. Именно на этот важнейший источник фактической информации я хочу обратить, внимание всех исследователей его творчества.

Во-первых, необходимо изменить названия двух скульптур из собрания МРМИИ:

“Женской головы” (1912, цемент тонированный, N С-182) и “Марты” (также 1912 года, цемент тонированный, N С-184). Первую работу следует переименовать в “Портрет Марты” или “Марта”, поскольку, согласно каталогам 2-х парижских персональных выставок С.Д. Эрьзи — в галерее Жоржа Пти 1913 года и в галерее Жана Шериаитье, состоявшейся в феврале 1927 года, она экспонировалась под названием “Марта”. Под таким же названием она фигурирует и в каталоге первой выставки Степана Эрьзи в Аргентине в Ассоциации друзей пластических искусств, состоявшейся в июле 1927 года в Буэнос-Айресе. Фотодокументы и воспроизведения  многочисленных произведений С.Д. Эрьзи, посвящённых его парижской подруге Марте, вошедшей в эрьзеведение под фамилией Гербст, с её ярко характерной внешностью, нередко подписанные автором “Маrtа”, а также её фотографии из его архива не оставляют сомнений в том, кто именно изображен в данном скульптурном портрете.

Другой скульптурный портрет, который поступил в МРМИИ под названием “Марта”, также должен носить иное название. В упоминавшихся выше каталогах персональных выставок — парижских 1913 и 1927 годов эта скульптура носит название “Женский портрет”. В самом деле, и моделировка поверхности, и решение образа — весьма обобщенные, здесь очень слабо ощущается портретная основа, и, во всяком случае, это, бесспорно, не портрет Марты.

В недавнем альбоме “Степан Эрьзя” (составители М. Баранова и В. Попова. Саранск, Мордовское книжное издательство, 2006), построенном на материалах Центрального Государственного архива Республики Мордовия, данная скульптура также переименована в соответствии с источниками — в “Женский портрет” 1912 года.

Страницы: 1 2 3