Научные исследования

 

Автор: БУТРОВА ЕЛЕНА ВЛАДИСЛАВОВНА

ЧЕЛОВЕК В ХХ ВЕКЕ: ОПЫТ ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ
(И. МЕШТРОВИЧ, Э. БАРЛАХ, С. ЭРЬЗЯ)

Страница 2

В хронологическом отношении произведения вышеупомянутых скульпторов созданы как бы друг за другом, в разные временные периоды, и отчасти это обусловило значительные различия, как в психологической трактовке образов, так и в их пластической моделировке.

Так, Мештрович создавал “Женские акты” в двадцатые годы, увлекаясь в этот период классикой и, возможно, именно поэтому произведения цикла отличаются особой тишиной, красотой и тщательно выверенной точностью линий и пропорций.

Барлах работал над “Фризом” уже в последующее десятилетие. В этом своем последнем произведении, созданном в фашистской Германии, он словно предугадал будущее, выразив тревогу за судьбу человечества, тоску по идеалу, и, вместе с тем, непоколебимую веру в победу разума над злом и невежеством.

Приблизительно в то же время Эрьзя, находясь в Аргентине, начал работу над одной из самых сложных и противоречивых серий в своем творчестве — так называемой “Психологической серии”. Именно в этот период в жизни скульптора произошли коренные изменения, существенно повлиявшие на его творческую манеру. При всей несомненной патетике Эрьзя сумел придать образам интимное звучание – портреты, созданные им, обращены к самому сокровенному – душе и чувствам современника.

Мештрович и Барлах сумели создать пластический образ молчания, а Эрьзя, наоборот, выразил экстатические состояния человека – крик, ужас, горе, отчаяние, страдание, тоску. При этом он явно стремился не к гармонии форм и объемов (как Барлах), а, скорее, их дисгармонии (как Мештрович).

Каждый из скульпторов тяготел к определенному типу изображения.
Так, Мештрович предпочитает одинокую женскую фигуру в рост, с тщательной проработкой всех объемов, выбирая, как правило, “трудную” позу. Эрьзя же берет за основу образ мужчины, считая только его способным выразить наибольшую драматическую экспрессию. И если Мештрович для того, чтобы передать состояние глубокого раздумья, мучительного внутреннего вопроса использует мощную динамику форм человеческого тела, то Эрьзя, сознательно не показывая физические страдания, отдает предпочтение портрету, помогающему ему концентрировать внимание на страданиях души героя.

В композиции “Фриза внемлющих” Э.Барлаха присутствуют как женские, так и мужские персонажи, причем эмоциональная нагрузка между ними распределяется довольно четко: с женскими образами автор связывает наиболее мажорные состояния (ожидание, надежда, светлая грусть, наслаждение). Мужчины же “несут” противоположное настроение: раздумье, разочарование, безысходность, усталость. В подчеркнуто статичных позах героев, но с помощью чрезвычайно выразительной мимики их лиц скульптор сумел изобразить различные ипостаси существования Человека. Барлах “одевает” своих персонажей словно пряча их ранимый внутренний мир в непроницаемую скорлупу, тогда как Мештрович не упускает шанса подчеркнуть (следуя классической традиции) первородную красоту женщины. Вероятно по этой же причине скульптор выбрал и материал — мрамор, позволяющий оттенить стилизованную гармонию обнаженных женских тел.

Страницы: 1 2 3