Научные исследования

 

Автор: БУТРОВА ЕЛЕНА ВЛАДИСЛАВОВНА

ЧЕЛОВЕК В ХХ ВЕКЕ: ОПЫТ ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ
(И. МЕШТРОВИЧ, Э. БАРЛАХ, С. ЭРЬЗЯ)

Страница 1

Среди актуальных проблем современного отечественного искусствознания можно выделить проблему соотношения произведений, созданных разными авторами в течение одного исторического периода, с эстетическими и нравственными требованиями современной им эпохи. В свете этой проблематики было бы небезынтересно рассмотреть, взаимодействующие со своим временем и насколько при этом они сохраняют индивидуальность художественных и гражданских позиций авторов циклы работ, созданные выдающимися скульпторами ХХ века — (И.Мештровичем “Женские акты”, Э.Барлахом “Фриз внемлющих” и С.Эрьзей (“Психологическая серия”).

Так, в произведениях хорвата Ивана Мештровича (1883-1962) “Женские акты” нашла отражение первая мировая война, которая своей абсурдностью заменила в человеке активность – пассивностью, динамику – статикой, геройство – раздумьем.
В эту серию исследователи обычно включают такие работы как: “Вдова” (1908), “Воспоминание” (1908), “Глубокое раздумье” (1923), “Мечтание” (1927), “В отчаянии” (1927), “Психея” (1927), “Мать завещает ребенка” (1927), “Ожидание” (1929). Персонажи не смотрят вперед, наоборот, их взгляд опущен вниз, словно направлен внутрь человека, на его драму, которая отнюдь не меньше, чем внешняя — мировая драма. Проникновение в концепции скульптуры прошлых эпох позволило Мештровичу творчески преломить их, создав галерею прекрасных женских актов. Именно в человеке, несмотря ни на что, он видел возможность абсолютного выражения физического и духовного. Вероятно, поэтому целью его работы стало изображение экспрессивного состояния в подчеркнуто статичном теле, а в активной позе — полной эмоциональной отрешенности.

В одном из своих лучших творений — “Фриз внемлющих” (1930-1935) — немецкий скульптор Эрнст Барлах (1888-1938) подвел итог основной теме своих творческих поисков – Человек и его взаимоотношения с современным миром. “Фриз” состоит из следующих произведений:“Странник” (1930), “Мечтающая” (1931), “Танцовщица” (1931), “Верящий” (1934), “Слепой” (1935), “Ожидающая” (1935), “Осененный” (1935), “Паломница” (1935), “Сентиментальный” (1935). Скульптор именно в человеке видел воплощение своей мечты о высшей красоте, которую он, будучи одиноким, предугадал в общности людей. Не стремясь исключить человека из искусства, он, через сострадание униженного и оскорбленного, пытался преодолеть пропасть между ним и миром. В ряде персонажей “Фриза” (“Верящий”, “Странник”, “Слепой”) неслучайно портретное сходство с их автором – трагическим мыслителем своего времени, полным гордого одиночества и мужественного презрения к собственной обреченности. Творчество этого скульптора, объявленное при его жизни “вне закона”, с позиций нашего времени является, пожалуй, самым верным критерием его искренности и злободневности.

С такой же уверенностью можно утверждать, что в своих произведениях мордовский скульптор Степан Эрьзя (1876-1959) отразил мир собственных чувств, настроений и состояний, переживаемых им в течение одного из самых сложных периодов своей биографии. Созданные им образы, как правило, характеризуют глубокое проникновение в характер и состояние души изображенного персонажа. Но особенным психологизмом отличается ряд произведений, которые вполне можно было бы объединить под названием “Психологическая серия”. К ним можно отнести, в первую очередь, произведения 1930-х годов, и среди них: “Мужество” (1932), “Ужас” (1932), “Горе” (1933), “Пламенный” (1934), “Отчаяние” (1936), “Голова казненного” (1936), “Тоска” (1944). В определенном смысле работы этого цикла можно считать своеобразными автопортретами.

Страницы: 1 2 3