Научные исследования

Автор: РОГАЧЁВ ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ

СПЕЦИФИКА ИЗОБРАЖЕНИЯ ХАРАКТЕРА С. Д. ЭРЬЗИ
В РОМАНЕ А. МОРО “СТЕПАН ЭРЬЗЯ”

Страница 2

Мастер творил свои произведения в камне, глине, дереве, железобетоне, а когда не было необходимого материала, он изобретал сам. Творческая фантазия скульптора была неистощима, приемы ваяния во многом были близки стилям выдающихся художников.

В многочисленных творческих замыслах художника большое место занимают темы родного края, традиции мордовской культуры, тема революции и т.д. Его интересуют люди разных национальностей — эрзяне, мокшане, русские, казахи, аргентинцы, французы, итальянцы и многие другие. Создавая огромную галерею образов представителей разных народностей и наций, Эрьзя стремился спеть гимн интернациональной дружбе народов.

Однако наиболее выразительны произведения художника, посвященные родному народу. В них мастер передал одухотворенность и человечность, глубокую поэтичность характера мордовского народа. Далеко от родины, в Аргентине, он сделал скульптурный портрет матери. “В нем показал портрет женщины уже не молодых лет, но была она в силе и сохранила черты мужественной красоты. Лирические теплые тона и радостное выражение на ее лице были как бы подернуты дымкой внутренней грусти, выражение ее глаз застыло в каком-то страстном ожидании. В этом взгляде были и печаль, и надежда, отчего красивое, волевое лицо приобрело чуть скорбный вид. В его выражении чувствовался внутренний порыв, она дышала полной жизнью и по мере того, как всматривалась, всем казалось, преображалась на виду, готовая что-то отстоять, оградить” (1, 83). Создавая образ матери, скульптор вспоминал все самое сокровенное: вырастали видения Родины с ее просторами, лесами, с говором знакомых и дорогих людей. Мысли о матери были неотделимы от этих видений и сливались в единый образ Родины: красивой, привлекательной, манящей к себе необъяснимой притягательной силой.

Эрьзя всегда был достоин удивления. Находясь в Аргентине, он отработал новый творческий подход к созданию образов из кебрачо и альгарробо. Сохраняя естественный рисунок, форму дерева, он осуществлял задуманную идею. Здесь писатель замечает в нем тонкого психолога. Через философско-лирические образы и пластические возможности дерева художник сумел показать различные состояния души человека.

Настоящую человеческую радость, бесконечное счастье, хорошее настроение он передает в портретах “Русская женщина”, “Аргентинка”, “Чилийка” и др.

Сострадание, переживание, невосполнимую утрату, душевную боль и порыв раскрывает в портретах “Отчаяние”, “Ужас”, “Тоска”, “Каприз”, и др.

В творческих интересах Эрьзи большое место занимает тема пролетарской революции. Завоевания и победу Октябрьской революции он воспринял по-своему: был рад тому, что все народы получили свободу и светлое будущее, но возмущался, болел душой, когда узнавал, сколько унижений, непонимания терпит его народ. Все эти чувства скульптор выразил в работах “Жертвы революции 1905 года”, “Расстрел”, “Последняя ночь осужденного перед казнью”, “Отважный”, “Пламенный” и многих других.

Артур Моро раскрыл в образе Эрьзи неиссякаемую фантазию, ключом бьющую творческую силу и удивительные черты характера — человеколюбие и стремление делать добро.

Нет необходимости и смысла сравнивать или сопоставлять этих двух прекрасных, неповторимых художников — Степана Дмитриевича Нефёдова — Эрьзю и Афанасия Матвеевича Осипова — Артура Моро. Но хочется подчеркнуть следующее — они посвятили свою жизнь родному народу и спели песню о сильном, жизнелюбивом мордовском характере, о светлой, доброй душе эрзян.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Моро А. Степан Эрьзя. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1997.

2. Современная мордовская литература (60—80-е годы).
Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991.

Страницы: 1 2