Научные исследования

Автор: РОГАЧЁВ ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ

СПЕЦИФИКА ИЗОБРАЖЕНИЯ ХАРАКТЕРА С. Д. ЭРЬЗИ
В РОМАНЕ А. МОРО “СТЕПАН ЭРЬЗЯ”

Страница 1

Степан Дмитриевич Эрьзя. На его долю выпала завидная участь стать прославленным художником. О мировом значении творчества Эрьзи сказано и написано немало самых лестных отзывов. Многие мордовские поэты, писатели, композиторы посвятили свои произведения выдающему скульптору.

Талантливый эрзянский поэт Афанасий Матвеевич Осипов (Артур Моро), внёсший большой вклад в развитие эрзянской поэзии, свое восхищение Эрьзе выразил в единственном прозаическом произведении — документально-художественном романе “Степан Эрьзя”.

В творчестве Артур Моро оставался поэтом глубоко национальным. Воспевая душу своего народа, его историю, поэт великолепно передал мир мыслей и чувств эрзян и мокшан, и всюду, где бы он ни выступал, гордо заявлял: “Я - эрзянин!” Таким же преданным своей родине и народу он показал скульптора С. Д. Эрьзю.

Артур Моро долгие годы изучал творчество великого скульптора, произведения которого шагнули не только за наши границы, но и за Атлантический и Тихий океаны.

Поэта с художником связывали национальное, духовное родство и многолетняя личная дружба, и это стало одной из причин рождения романа. Артур Моро часто встречался со скульптором, записывал его рассказы, мысли, одновременно обдумывая композицию будущей книги, писал отдельные эпизоды, целые главы, много работал над архивными материалами, встречался с людьми, близко знавшим Эрьзю. Писатель проделал огромную исследовательскую работу и показал величие и непревзойденность художника и мастера, который стал гордостью не только эрзян и мокшан, но и других народов. К началу семидесятых годов книга была завершена, но долгие годы о ней никто не знал. Только в 1997 году роман был издан в Саранске Мордовским книжным издательством. Для читателя он стал произведением, в котором раскрылись таланты художника-ваятеля и художника слова.

В романе писатель дает правдивую и достоверную картину, отражающую быт и нравы мордовского народа конца девятнадцатого века. А. Моро взял большой временной период, описывая детские, юношеские и зрелые годы прославленного художника. Прослеживая формирование характера народного самородка, автор показал, что в Степане с малых лет проявились черты, свойственные эрзянам: упрямство, настойчивость, целеустремленность. Его художественный талант впервые проявился и развился среди соплеменников. Большую любовь к вырезанию, выжиганию ему привил отец, мастерству работы по дереву научился у брата. Степан подолгу просиживал около них и пристально следил за движениями искусных рук. Но больше всего его тянуло в лес. Там он пропадал целыми днями и домой всегда приносил корни орешника, клена, березы, из которых резал самые замысловатые фигуры.

Бесконечная любовь к рисованию, резьбе тянули молодого человека к поискам своей тропы в жизни. На его творческом пути было много препятствий, непонимания, равнодушия, непочитания непревзойденного таланта. Знатоки и ценители творчества мастера до сих пор не перестают удивляться его стойкости, духовной и физической силе. Он выдержал все трудности, лишения и стал всемирно известным скульптором. В его руке мертвый материал — дерево, камень, железо — заговорил, озарился светом внутренней мысли, пришел в движение и заворожил людей.

В течение всей жизни Степан Эрьзя жил одной мечтой — быть настоящим сыном своего народа. Через долгие, трудные годы пронес он горячую, сыновнюю любовь к родной земле, своему маленькому народу, чье имя взял себе псевдонимом и прославил на века. Не случайно, где бы ни был скульптор — во Франции, Италии, Аргентине, — всегда его волновала судьба Родины. Бесконечную любовь и преданность “малой родине” он выразил в прекрасных произведениях, где раскрыл национальный характер — “Эрзянка”, “Мордовка”, “Старик мордвин”, “Крестьянин-мордвин”, “Сеятель”, “Косец” и другие. И в те далекие годы, и сегодня для эрзян и мокшан эти работы самые дорогие, понятные и близкие. Наверно, кроме Эрьзи, никому не удалось запечатлеть национальное чувство и характер так глубоко и ярко.

Автор подчеркивает, что, прожив долгую, трудную жизнь, полную испытаний и неудач, взлетов и падений, художник никогда ни перед кем не унижался, и никому не удалось поставить его на колени. Он всегда оставался самим собой, со своим любимым делом.

Как искусствовед Артур Моро дает оценку важнейшим произведениям скуль- птора, определяет периоды творчества и замечает, что на всех ступенях роста Эрьзя — это могучий реалист, презирающий все надуманное и абстрактное.

Страницы: 1 2