Научные исследования

Автор: КРЯЖИМСКАЯ ОЛЬГА ИГОРЕВНА

КОЛЛЕКЦИЯ КУЛЬТОВОЙ ДЕРЕВЯННОЙ СКУЛЬПТУРЫ
В СОБРАНИИ МРМИИ ИМ. С. Д. ЭРЬЗИ

Страница 2

Выбор изобразительных средств диктовался местом нахождения скульптур в иконостасе. В технике золочения на полимент выполнены статуи пророка Моисея (ОФ 93, 128х42х20), апостола Павла (ОФ92, 130х47х21). Скульптуры соединяют в себе особенности стиля барокко с условностью, обобщенностью русской пластики. Стройные, устремленные ввысь, они даны в небольшом развороте, подчеркнутом диагональными массами складок одежд. По традиции фигуры расположены по вертикальной оси, золоченым туникам задан спокойный ритм, плоскостно решены кисти рук. Мастера бережно сохраняли традиционные художественные приемы, осваивая европейскую манеру объемной резьбы.

Роспись скульптур, по технологии идентичная живописи икон, делает их более выразительными. Это характерно для композиции “Усекновенная глава Иоанна Предтечи” конца XVIII века (ОФ 219, 23х60х43). Образ выполнен в высоком рельефе из цельного блока, пряди кудрей закреплены деревянными шкантами. В манере исполнения произведения чувствуется рука мастера. Порывистым ритмом прядей, мягкой моделировкой лика, тонкими плавями письма художник выразил человеческое страдание пророка, показал силу его божественной сути.

Каждый памятник собрания культовой деревянной скульптуры музея нуждается в углублённом изучении. Создание культовой скульптуры было явлением массовым. От Сибири до западных рубежей России профессиональные резчики, мастера росписи и золочения работали над образами святых. Молодой иконописец, будущий скульптор Эрьзя в убранстве храмов в полной мере мог оценить неповторимость иконографических и технологических приёмов мастеров прошлого. Образы, увиденные в детстве и юности, останутся в памяти. По имеющимся на сегодня данным, почти тридцать раз в графике и скульптуре обращался С. Д. Эрьзя к этой вечной теме [2]. Его Христос, Иоанн Креститель, Апостол, Моисей, Царь Давид решены в духе исканий искусства ХХ века, видения, присущего мастеру. Но и православная деревянная скульптура XVIII века, с присущей ей условностью, обобщённостью, соединёнными с чертами барокко — подвижностью форм, изощрённостью фактуры, оказала влияние на творческий метод замечательного скульптора.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Воспоминания о скульпторе С. Д. Эрьзе: сб./ сост. Г. С. Горина.— Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1972. С. 64; Кирсанов В. Н., Головченко Н. П. Ахматово. Из серии “Алатырский район. Прошлое и настоящее”. 2001. С. 27

2. Степан Дмитриевич Эрьзя: переписка, статьи о творчестве, воспоминания, каталог произведений / сост. В. С. Дворецкая. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2001. С. 193 — 232

Страницы: 1 2