Научные исследования

Автор: КРЯЖИМСКАЯ ОЛЬГА ИГОРЕВНА

КОЛЛЕКЦИЯ КУЛЬТОВОЙ ДЕРЕВЯННОЙ СКУЛЬПТУРЫ
В СОБРАНИИ МРМИИ ИМ. С. Д. ЭРЬЗИ

Страница 1

Отражением личности мастера, характера его воспитания, мировосприятия, сформированного в детстве, является форма, художественный язык его произведений.

В беседе с послом СССР в Аргентине М.Г. Сергеевым С.Д. Эрьзя вспоминал, как после окончания школы он решил заняться лепкой скульптур. Одним из побудительных мотивов было посещение часовни святителя Николая Чудотворца близ села Промзино Алатырского уезда Симбирской губернии, ныне Сурский район Ульяновской области. Здесь будущий скульптор видел деревянную полихромную скульптуру святого Николая. Изготовив из глины форму скульптуры, он стал повторять её в гипсе, раскрашивая под дерево. Этот факт раннего знакомства С.Д. Эрьзи с русской сакральной скульптурой из дерева подробно освещен Н.П. Головченко [1]. Работая иконописцем в разных губерниях России, мастер мог видеть высокие иконостасы, в убранство которых входила культовая скульптура. Эмоциональность, яркость образов, технические приемы, выработанные поколениями резчиков-профессионалов, найдут претворение в творчестве скульптора С. Д. Эрьзи.

Культовая деревянная скульптура с полихромной росписью существовала вместе с иконописью на протяжении веков. Созданные в царских мастерских, провинциальных центрах образы были не только “Библией для неграмотных”, зачастую они являлись носителями национального идеала, выражали особенный мир народной души.

Коллекция культовой деревянной полихромной скульптуры в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи на сегодня включает 42 произведения. Время их создания — последняя четверть ХVIII-начало ХIХ века. 31 скульптура была передана в 1999 году из Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея на постоянное хранение в числе предметов фонда Музея мордовской народной культуры, вошедшего в МРМИИ на правах отдела. Эти произведения были привезены из экспедиций по селам Мордовии в семидесятых годах ХХ века, в частности, А. Р. Егоровой и ею введены в научный оборот. Другой источник поступления — передача скульптур Обществом охраны памятников культуры Мордовской АССР. Собственно собрание культовой скульптуры МРМИИ составлено из даров и приобретений у жителей г. Саранска.

Неизвестны авторы работ, церкви, для которых изначально были созданы скульптуры. По мнению искусствоведа В.М. Шахановой (Москва), это произведения профессиональных резчиков провинциальных центров — верхнего Поволжья, Ростова Великого, Рязани, выполненные для высоких иконостасов в стиле барокко в церквях крупных городов, монастырях больших торговых сел. В.М. Шахановой принадлежит датировка и уточнение названий скульптур и композиций на выставке “Язычество и православие”, устроенной музеем в 2000 году. Здесь впервые экспонировалась часть собрания культовой скульптуры.

Перемены в жизни России второй половины XVII — начала XVIII века затронули храмовую архитектуру. В многоярусных иконостасах появляются объемные статуи святых, многофигурные композиции. Для создания их русские резчики использовали гравюры русских, западноевропейских Библий, подлинники икон и скульптур.

В собрании МРМИИ представлены скульптурные образы деиисусного, пророческого рядов, Распятия с предстоящими, оплечное изображение Бога Саваофа, некогда завершавшие иконостас, скульптуры евангелистов со створ Царских врат. Несомненный художественный интерес представляют монументальные фигуры Иисуса Христа и двух архангелов из композиции “Сошествие во ад”, Спасителя, возможно, из композиции “Отечество”. Пять монолитных, в натуральную величину, скульптур посвящены образу “Христа в темнице”. Памятники дошли до нас со значительными утратами. Некоторые из них были обследованы и реставрированы в 2001 году московскими реставраторами из ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря В. Ю. Бараненковым, И. Д. Барабановым, А. Э. Плескановским при участии реставратора МРМИИ Н. В. Прокиной.

Среди прошедших реставрацию произведений — барельеф Никола Можайский конца XVIII века (ОФ 378, липа, паволока, левкас, резьба, темпера, 67х 23х7). Графья иконной доски, к которой был прикреплен образ, относится к иконографическому типу Николы Зарайского. Доска, риза, металлический оклад иконы датируются рубежом XIX—XX веков. В русской и мордовской православной традиции св. Николай особо почитаемый святой. У мордвы он ассоциировался с языческим верховным богом Нишке Пазом. Не случайно жест его рук, в одной из которых был меч, в другой — град, исполнен властности и спокойной силы.

Страницы: 1 2